Гунайка 4 - Хадыженский ручей - Черное озеро - водопады Хадажки - Травалев

Оригинал взят у prepod2000 в Поход №8/98 9-10.03.2013 Гунайка 4-Хадыженский ручей-Черное озеро-Водопады Хадажки-Травалев
План нашего перенесенного с 23-24 февраля похода был следующим:
День 1 от Гунайки по Хадыженскому ручью аналогично пути торо и К http://toro35.livejournal.com/74134.html с некоторыми модификациями. Набор высоты от 300 до 700 метров, идти 6-10 км.
День 2 от Черного озера через водопады реки Хадажки до хутора Травалев, так мы недавно ходили http://prepod2000.livejournal.com/51427.html Сброс высоты с 700 до 200 метров, идти примерно 10-14 км.
Добирались мы через Шаумянский перевал до 4-й Гунайки и были приятно удивлены качеством дороги. Правда, мост за 2 км до окончания автомобильной части пути сопровождался грозной табличкой на столбе, что это чья-то собственность и проход и проезд запрещены (хотя лесорубы свободно катались туда-сюда).  Немного моральных терзаний - и мы уже у точки старта, любезно отмеченной кем-то тремя большими бетонными кольцами.

Проходим чуть назад вслед уехавшей маршрутке, поворачиваем уже на нашу, пешеходную дорогу. Качество ее, конечно, похуже, но пока что пройти можно и в обычной обуви. Оля задала темп движения. С учетом того, что из-за неотложной работы Оли мы стартовали не в 7, как обычно, а после 10, идти надо было быстро.

Первая полянка, на которой мы смогли покушать и переобуться. С учетом того, что больной палец категорически отказался влазить в сапог - был выбран вариант ОЗК, о чем, забегая вперед, я не пожалел до конца пути.

А вот и первый брод, кто без сапог-преодолевает его бегом :-)

Упражнения на равновесие от Олеси и Ко! Приз победителям - сухие ноги!

А этот брод Антон почти перелетел. Специальная пропитка обуви + фонарики, и сапоги можно было не брать. Но каждому туристу такую технологию преодоления бродов не посоветуешь - шансы соскользнуть с камня по итогам прыжка существенно выше нуля.

По левую сторону по ходу движения столик, лавочки, а мы выходим на лесогубную поляну.

Оглядываемся. Тучи, почти полностью скрывшие солнце, устремились за нами в погоню.

Следы енотиньки рядом с моей ОЗК-шкой.

А вот и злополучные лесогубы. Из-за погоды и их разрушительной деятельности местность выглядит мрачно и неприветливо.

Выбираемся через завалы на дорогу (как видите, русла рек у нас не чистили и не чистят, а ручьев - так и чистить не будут).

Вдали внизу просматривается маленький водопадик, но он не считается. Мы ищем бОльших впечатлений, благо, они были отмечены точками на треке toro.

Путь по руслу был насколько красивым, настолько и скользким.

Бурунчики завораживали и привлекали внимание.

И - цветы. Самые разнообразные.

И еще разнообразнее. Росли они прямо букетами, мы их так нашим женщинам и дарили, не срывая ;-)

Несмотря на валуны, разбросанные по обе стороны ручья, идти было проще по берегу - сапоги выручили бы не везде.

Для кого-то это мостик, а нам под этим деревом еще пролазить!

Вот уже и первый водопад оказался в пределах нашей видимости.

Под ним валялось перевернутое "каноэ" - местные индейцы не справились с управлением.

Цветочкогрибочки.

Гигантский камень - утес. С виду довольно-таки неприступный (широкоугольное фото не передает всей крутизны), так что обходили водопад мы подальше, впритык к самому водопаду, по орографически правому берегу..

Подножие водопада.

А вот и он в полном объеме. Очень красивый и достаточно своеобразный.

Вблизи это смотрелось еще грандиознее, и геокешеры тут же покарабкались закладывать тайник.

Вид на оставшихся внизу.

Спрятали!

Мы сделали это! А теперь небольшой отдых и немного экстремальный обход водопада.

Из-под водопада все выглядит каким-то дождливым.

Интересный ракурс.

И вот мы уже над водопадом!

Но куда вдруг исчезли наши скалолазы Виталий и Антон? Не боясь высоты, замерев над обрывом,

они вглядываются в далекие заснеженные вершины Семиглавой, вынашивая далеко идущие планы. Ну, а нам идти уже недалеко.

Спускаемся к симпатичным водоскатам и ванне над водопадом.

Морозники достаточно часто встречались по пути.

А вот и ванная! Водное зеркало заканчивается не водопадом, как кажется, а небольшим водоскатом, так что можно купаться без риска для жизни. Если не считать температуры воды.

Еще одна звезда цветочного семейства!

А вот это представитель древних позвоночных (по авторитетному мнению Антона) оставил свой отпечаток.

Разглядывая окрестности, мы незаметно для себя подошли ко второму водопаду, который надо преодолевать с гимнастической страховкой, тому самому, где toro потерял палки. История про маршрут и загадочное исчезновение палок - тут. А Валя тем временем раскрыла первую загадку (нашла 1-ю палку)!

Вот она, застряла между камнями ниже первой ступени водопада, на орографически левом берегу. Наверное, снесло потоком сверху. Мы с трудом ее свернули и забрали для передачи владельцу.

Пока мы фотографировались, уже была натянута веревка для страховки (не ищите, ее мы забрали с собой дальше) и

и переданы наверх трекинговые палки, которые хороши везде, но только не там, где нужны обе руки для лазания.

Последний взгляд на нижний водопад -

и с помощью веревки и гимнастической страховки выбираемся дальше.

Виталию веревка не нужна - он и так заберется куда угодно. А у нас наверху пробка, так что есть время пофотографировать.

Вторую ступень преодолевать было потяжелее, вверх передавали не только палки, но и рюкзаки, один из которых даже поплавал...

1/2 Оли уже наверху, полушпагат, еще одно усилие - и эта ступень тоже пройдена.

А тем временем именно тут Виталий и Макс наши 2-ю палку, точнее, после извлечения из-под водопада - две ее половинки. Она так и торчала несколько недель под водопадом, испытывая неслабый напор падающей воды.
Но разломалась уже в руках Виталия. На всякий случай мы прихватили с собой и ее. Уже неделю лежит дома, тоскует и ждет хозяев...

Третья ступень проходилась уже совсем легко - без рук.

Дальше идем по реке, она выполаживается. Переходим на другой берег - там отличная дорога. Странно, по картам никаких дорог тут не предвиделось.

Пройдя немного вдоль реки, дорога повела нас затем  влево и вверх. Немного отклонились от маршрута, зато увеличили
скорость. Именно где-то тут был первый вариант для нашей ночевки.

Но мы идем дальше, еще одно ответвление дороги вправо оказалось тупиковым вариантом и поблуждав немного по склонам, мы вернулись к тому месту, где последний раз видели  воду.

Да, пришлось стать почти на дороге, но зато недалеко от воды, точнее, между двумя ее источниками (плохим и хорошим). Мы, естественно, брали воду из хорошего.

А вот и он (утреннее фото). Вполне себе симпатичный питьевой водопадик (вверху Антон для масштаба).

Но вернемся к первому дню похода. Пока я мерз в палатке, отдав любимой жене последний свитер, был приготовлен отличный ужин, несмотря на сильный ветер. Ребята обложили костер здоровыми каменюками, и тем самым как-то защитили его от ветра.. В меню -

Суп "Олимпийскй" (по другой версии - суп с пятью нулями).

С учетом прогноза погоды прикрываем дрова на ночь тентом от дождя.

Утро. Кашевары. При дефиците теплой одежды и сильном ветре дождевик очень даже выручает. Да и позже он пригодился не раз.

Покидаем место, ставшее таким уютным благодаря нашим усилиям.

Дождь не прекращался, и самому молодому участнику похода Алику мы смастерили дождевик из большого кулька.

Ковер из цветов!

Наверху на табличке было написано, что все это место принадлежит...Такая фамилия, сразу и не вспомнишь, но типично
кубанская. Иванову? нет... Петренко? тоже не она... А, вспомнил, окончание -[ян]. В общем, они там охотятся, что ли. И совсем недалеко от этой таблички - памятник солдатам.

Но за дорогами "хозяева" явно не следят. По крайней мере, лично я упал пару раз, наступив на скользкие деревяшки...

Антон устроился принять пищу на естественной преграде. Правильно, чтобы такое перелезть - надо подкрепиться! А мы ее просто обошли ;-)

Мы пришли к "идеальному" варианту стоянки номер 3, где планировалось ночевать, если бы мы успели сюда добраться. А так уже мы потратили почти три часа, чтобы довыполнить вчерашний план.

Впереди - "Чертов мост". Моста уже нет, есть спуск и крутой подъем.

С помощью веревки и дружных рук товарищей все перебрались на другой берег.

Внизу - красиво! Вот сюда и пришлось бы ходить за водой, если бы мы вчера стартовали пораньше, успев дойти до стоянки номер 3. Только пришлось бы идти часа 3 по темноте, а мы это дело не любим.

Сразу после преодоления препятствия - заросли и отличный ручей, за водой спускаться никуда не надо, но тут зато палатку поставить негде.

Еще один бывший мостик.

Метка в месте, где дорога влево-вниз ведет к реке Хадажке, прямо - к Черному озеру, вправо-вверх не знаю куда.

А вот и Черное озеро! По слухам, там водится красная и черная рыба. Проверим.

Какое-то орудие для лова кого-то было оставлено тут неизвестным Робинзоном.

Стол и скамейки недостаточной вместимости для всей группы, но женщины (4 из 14) вполне себе тут поместились, с некоторым даже дополнением.

Фото на память на берегу озера - и 30 минут свободного времени.

В них вошли - обнаружение естественной запруды/"плотины" из листьев;

- обход озера по окружности;

- обнаружение и опробование еще одного орудия лова кого-то;

- поиск подходящего места для тайника,

которое нашлось только вдалеке от озера;

Встретившася нам по дороге Оля обошла озеро в другом направлении и обратила внимание на

еще один вытекающий через стенку озера ручей, а также на ручей, впадающий в него.

Евгений с Антоном убрали листья на стоке, тем самым способствуя обновлению и очистке воды озера.

А вот такой ручей впадает в озеро.

На что это загляделась Оля?

Так вот они какие - красные рыбки!

Интересно, что они сконцентрировались у ручья, впадающего в озеро. Может быть, там чище вода? Тогда ребята сделали доброе дело.

Мы возвращаемся к упомянутой выше развилке и спускаемся по дороге до водопадов на притоке реки Хадажки. Только в самом конце не хватило терпения и решили срезать по склону через кусты.

И вот они - водопады Хадажки. Дальше дорогу мы уже знаем. 20 минут на осмотр местности и поиск тайника. Как выяснилось, всего 3 из 14 человек сегодняшнего состава были в недавнем походе сюда, так что интересно было всем.

Дождь усилился, и каждый спасался как мог.

То ли дождик смыл какой-то пласт земли в реку, то ли наши усилия по очистке озера вверху по течению увенчались слишком большим успехом, но водопад почти мгновенно стал желтым!

И еще желтее. Прекрасная треть участников (и 100% участниц) похода на фоне замечательного водопада.

Поход еще не закончен, но отдельные участники уже были увенчаны "лавровыми" венками победителей.

Переходим реку Хадажку, переодеваемся.

Дождь на сегодня попрощался с нами.

Фотосессия над крутым обрывом.

Одна лягушка (тритона мы видели, но он отказался фотографироваться).

Две стеснительные лягушки прикрылись листочком.

Три лягушки (детям не смотреть!). Соперник отталкивал лишнего, по его мнению, партнера своей длинной ногой.

Икра.

Букет морозников бабушке. Срезались аккуратно, дабы не попортить растению корни.

Уже знакомые нам печи для древесного угля.

Пирамида вверху впереди.

И вот он - последний брод, где можно вымыться и искупаться, а при желании и выкупать свой телефон.

Мы уже на подходе к маршрутке. Дорога стала намного чище, подсохла.

И вот она - маршрутка! Несмотря на то, что мы сегодня довыполняли половину маршрута предыдущего дня, три  раза отдыхали в симпатичных местах по полчасика, вышли  к маршрутке за 15 минут до срока (17.45), и даже после долгой погрузки уехали на 5 минут раньше срока.

Поход окончен. Трек маршрута - здесь. Пройдено за 2 дня 23,6 километра (6,6 первый день + 17 второй).
С начала 2013 года 113 человеко-походов на 67 чел, 12 дней за городом, 143,2 км.
С начала времен наших походов - 1284 человеко-похода на 220 человек, 169 дней, 2149 км.
Tags: Апшеронский район, водопады, озера, озеро Черное

• По хребту Коцехур 03.02.19

Зимой в нашей местности актуальны прогулки по горам. Снега мало, морозов тоже особо не наблюдается. Решено было подняться на хребет Коцехур в…

• 01.05.18 Водопад Светин и вниз по р.Коаго

Река Коаго известна своими многочисленными красивейшими водопадами. Обычно хорошо посещать эти места в разгар лета, когда вода уже достаточно…

• 2017.08.21-23: Гуамка

Оригинал взят у wayerr в 2017.08.21-23: Гуамка Несколько внезапная поездка в Гуамку. Планировалась на все будние, но из-за дождей и…