Фишт-Оштеновский перевал - Фишт - балкон Оштена

Оригинал взят у wayerr в 2013.08.09-12 Фишт оштеновский перевал - Фишт - балкон Оштена.
Восход над стоянками спелеологов

В силу сложившихся обстоятельств, отпуск накрылся а с ним и мой традиционный многодневный поход на недельку-две. Потому была принята сокращенная программа по "огородам" из выходных и двух отгулов.
Маршрут: яворова поляна - инструкторская - оз. псенодах - пер. фишт-оштеновский (ночевка) - южный гребень пшеха-су - висячая долина (ночевка) - красные скалы - белая - старая тропа в обход приюта - пер. гузерипль - балкон оштена (озеро на оштене с юго востока) - поляна яворова.
Собственно из полезного тут: тропа в обход приюта которая позволяет экономить 2-3 км и 200м  высоты если идти с фишта на армянский (на старом генштабе она есть), из интересного (не повторять!) подъем на озеро оштена между армянским и гузерипльским перевалами.
Под катом фотографии и трек.

Начало похода от яворовой поляны до фишт-оштеновского перевала весьма банально и после первого раза (а первый раз был в 2007 году) уже не вызывает желания его описывать. Потому сразу переходим к вечеру:
Очередной закат
Оштен
И местами даже ночи, да ночевка планировалась изначально на перевале, во первых на озере в прошлом году стоять было нельзя, а во вторых на озере мы уже ночевали ранее, а на перевале еще нет. На озере Псенодах оказалась огромная толпа людей (около десятка палаток) - в такой тесной компании нет смысла ночевать, тем более что планы на следующий день - висячая долина.
Под небом
Млечный путь над фишт-оштеновским перевалом.
Следующий день начался с исследования бурых камней, с легким металлическим блеском. Они иногда попадаются в осадочных породах лагонакского нагорья, и привлекают внимание тем что отличаются от остальных пород цветом, весом, странной то кристаллической то пористой структурой (есть предположение что у разных минералов и структура разная не смотря внешнее сходство). В июне один из участников тогдашнего похода на оштен сославшись на некую книгу, предположил что эти камни обладают радиоактивностью. Книгу, название камней я не запомнил, фотографию камней я не сделал... Но зато нашел в краснодаре индикатор радиоактивности и взял его в этот поход.
Собственно камни  никакой радиоактивности не проявили, хотя учитывая что примитивный индикатор воспринимает лишь гамма и бета излучения, то порода вполне могла излучать какую нибудь альфу. Ладно, надо будет следующий раз сделать хотябы фотографии этих штуковин.
А пока несколько фото с подъема на гребень пшехо-су:
Гдето там была наша палатка
Судя по всему на пшехе есть ледник.
Ледник на пшехе
На фиште тоже есть но тут горазно занятнее погулять по этим "курчавостям", к сожалению у нас всего полдня.
Фишт
Висячая долина
Итак, мы в висячей долине, ставим палатку и решаем основной вопрос который нас беспокоил еще при подготовке похода.
Где взять воду в висячей долине? Судя по описаниями и форумам - вода берется из снежников, однако, было предположение, что спелеологи могут брать води из пещер, туристам этот способ скорее всего не доступен, так как пещеры на фиште почти все начинаются с колодцев.
Как ни странно, в висячей долине на стоянках спелеологов было много этих самых спелеологов, они нам и подсказали, что есть пещерка где можно взять воды (координаты
39.905167,43.968817 ) без снаряжения и недалеко, вот сам вход в пещеру, тут уже и воду видно:
Вода
Подходя к пещере слышно шум ручья.
А саму "дырку" (обведена) видно со стоянок (снимок сделан в 500мм объектив, потому невооруженным глазом вид будет не столь замечателен):
До пещеры с водой стоит идти по турикам, если двигаться напрямую по координатам то метров за 30 перед пещерой будет разлом заполненный снегом, который придется обходить.
Но цель похода была не просто найти воду, а еще немного изучить окрестности висячей долины, была совершена некоторая прогулка.
Вот как выглядят стоянки спелеологов сверху, да это бассейн 8)
Бассейн спелеологов
А это один из видов занятного рельефа тех мест, к сожалению привычку фотографировать все подряд чтобы включить это в отчет я так и не завел, потому и множество ископаемых включений в породы, и занятные колодцы и многое другое  осталось за кадром.
Сад.
А в кадр попал фишт, на закате.
Пых
Фишт после заката.

Фишт ночью
И кусочек фишта совсем после заката.
КП
Еще в кадр попала штука н-ой звездной величины — некий турист (скорее всего спелеолог, т.к. из туристов как я понял там были только мы) с фонариком, который вылез в кадр в неподходящий момент.
Восхождение спелеолога
А это лагерь спелеологов утром, эти же палатки видно на фото с бассейном:
Вылезаешь утром из палатки....
Затем спуск вдоль красных скал, купание в белой, поиски тропы указанной на генштабе (вход в тропу я не нашел, зато потом таки на нее вышел).
После армянского перевала, по планам было посетить озеро на восточном склоне оштена, в июне мы на него поднялись не дойдя нескольких сот метров до гузерипльского перевала, а сейчас до гузерипльского было идти лень, да и склон с этой стороны казался вполне себе приятным, потому мы свернули влево и полезли вверх.
На подъеме от тропы "армянский - гузерипльский", при взгляде назад мы узрели каменное рукотворное сооружение (возможно загон для скота):
Гдето между гзерипльским и армянским перевалами
Вот более общий план (по клику можно посмотреть побольше вариант):
Чем еще примечателен этот путь, так это водопадом и ручем, из которого берет свое начало р. Мутный тепляк, когда идешь от армянского к гузерипльскому по сыпухе, хорошо слышно шум воды, но воды рядом нет, кажется что это очередное надувательство ветра. Однако, Зорки глаз может узреть в расселине обрыва г. Оштен падающую белую струйку воды, вот на нашем пути мы немного отклонились в строну этой струйки. Там где начинается осыпь там ручей проложил себе хорошее русло и там можно набрать воды, что мы и сделали, а затем полезли дальше:
Бастионы оштена.
Эту скалу я фотографировал в июне, только время дня было другое да и я находился чуть выше, там в описании июньского похода есть еще фото "болотца" с кочками которое находится рядом с этой скалой.
Печальные подробности подъема я опущу, оказалось что толи спуск с фишта и подъем на почти такую же высоту немного утомителен, толи купание подорвало наши силы, но мы немного под устали.
Потому  вот вместо этого фото обитателей этих мест, на самом деле они сопровождали нас все время подъема, сохраняя изрядную дистанцию, но не особо пугаясь.
Аборигены
А потом была опять ночь, ночю был метеоритный дождь про который я узнал уже дома, а можно было бы...
Дождь звездами рисуя.
Утром нас опять посетили аборигены.
Аборигены
Озера кстати не оказалос, оно было в июне и было болотце (о котором я писал выше) озера уже и нет, а болотце - есть. От озера правда, остался родник и несколько метров ручья, там где тень от камня находится сток, дырка куда все утекает, как в псенодахе:
Здесь был я (и озеро, в июне)
А это уже спуск и обять серны, раньше я думал что в лагонаках выпасами коней и коров всех животных распугали, однако ж пока еще нет.
Аборигены
А это два метра от основной стропы к яворовой, какие то местные представители суккулентов:
Очетки
А это то что после спуска по сыпухе случилось с пости новыми ботинками, они оказывается со сменной подошвой, и она внезапно решила смениться (мусорка им будет пухом):
Ботинки Asolo Tribe в конце похода
Сие собственно было единственным проишествием за весь поход 8)