netochka_n (netochka_n) wrote in pvd_yug,
netochka_n
netochka_n
pvd_yug

пер.Михайловский - Криница

Маршрут №30/2014: пер.Михайловский - г.Михайловка - г.Сенокосная - щель Поповская - Прасковеевка - щель Красная(море) - Криница (13-14.09.2014)

Трек: http://caucasia.ru/site/track/1111

Пройденный маршрут крайне нелогичен с точки зрения обычного туриста. Как правило маршруты, идущие с севера через Коцехур, заканчиваются в поселках Михайловский перевал или Возрождение, а оттуда уже добираются на транспорте. Или, если начинаются из этих поселков, то идут опять-же в сторону Коцехура. А горы южнее черноморского шоссе посещаются крайне редко.


Но на нас логика обычных туристов не распространяется. Изначально была мысль даже заночевать на вершине Михайловки (посмотреть ночные огоньки сверху), затащив туда достаточное количество воды. Это было бы логично, если выехать вечером в пятницу после работы и подняться "по темному" на вершину. Но подходящего транспорта вечером из Краснодара нет. Зато есть очень удобная ночная новороссийская электричка - из Краснодара в 3 часа ночи, в Новороссе в 6:20 - 6:40 (часто опаздывает). Дальше логистика такая: надо быстро добраться в Новороссийске с ж-д вокзала на автовокзал (для знающих людей элементарно), от автовокзала в 7:15 автобус до Джанхота (выйти в Геленджике на "нижней" автостанции), потом "желательно" успеть на автобус до Пшады в 8:20. Все "на грани", но мы успели. И в 9 часов утра были уже на вершине перевала Михайловского, возле памятника "таманской дивизии, 1918г."
Немного краеведения (цитата с форума): "На всех довоенных картах этот перевал назывался по шапсугски - "Вардавир", встречаются варианты "Вардавюэ" или "Уардавюэ". А на 5-ти верстках 1898 и 1912 годов подписано в скобках "Мшатговскiй" (ошибка, описка)? Кстати, так никто из краеведов точно не знает - почему "Михайловский"? Предполагают, что "в честь Михаила Николаевича Романова — четвертого сына императора Николая I, наместника Кавказа и командующего войсками Кавказского военного округа". Еще Михаил Лермонтов "тусовался" в этих местах в 1837 году(?) вместе с войсками генерала Вельяминова. Но Лермонтов скорее всего здесь ни при чем.

В 1863 году в долине Догуаб, напротив р.Тхаб ("Плесецкая щель") образован пост "Михаловский", входил в состав Шапсугской кордонной линии. Перевал уже тогда в народе наверное называли "Михаловский", обычная практика наименования (переименования) перевалов: Шитлиб => Белореченский, Шемджедатль => Пшадский и т.д."

Интересно, что одно из названий хребта Маркотх - Варада. Может как-то связано с "Вардавир"? Еще можно вспомнить, что аланы называли реку Кубань - "Вардан", а в Сочи есть населенный пункт "Вардане". Ворошилов В.И. (Топонимы Российского Черноморья) считает, что "поиски корней этого этнонима уводят в позднеантичное время, к началу периода Великого переселения народов, когда на Северо-Западном Кавказе под давлением пришлых племен произошли значительные перемещения этнических масс. В середине III в. н.э. Крым и Западный Кавказ подверглись нашествию готских племен. Ногмов Ш.Б. сообщает, что в адыгских сказаниях сохранилось название готского племени Уард или Варда. У адыгов это слово приобрело значение «великий», «сильный», «могучий». В битвах с готами-вардами погиб народный герой Баксан, его имя сохранилось в песнях и в названии р.Баксан". Получается, что топонимы "Варада", "Вардавир" и др. имеют древнеиранское происхождение. Но мы отвлеклись - продолжим маршрут...

От перевала на вершину Михайловка ведет дорога, доступная для подготовленных внедорожников. Для каких целей она построена - загадка? С вершины отличная панорама, но нам не очень повезло - была дымка. Дальше (от тригапункта) надо двигаться дальше по гребню в сторону г.Тхачахочук - тропа в этом месте теряется, заросла. Надо не "проскочить" натоптанную тропу, спускающуюся на перемычку Михайловка - Сенокосная. Мы на эту тропу вышли неожиданно, после блуканий.

"Перемычка" сама по себе заслуживает внимания - узкий скально-луговой гребень с хорошими панорамами. Дальше тропа через г.Сенокосную обильно маркирована, но натоптана слабо - иногда теряется. На спуске в Поповскую щель насобирали кизила, который в этом году по слухам уродился плохо. А может места надо знать?

Основная достопримечательность Поповской щели - рощи пицундской сосны. Посадки искусственные, но очень интересные.
Дальше наш маршрут продолжился через 2-й "перевал". От Прасковеевки (в само село не заходили) дорога переваливает в Красную щель. В самом начале эту дорогу перерыли, чтобы в Красную щель не ездили "левые" автомобили, но для подготовленных внедорожников - это не препятствие - можно объехать. Мы встретили в середине дороги 2-е Нивы (не стандартные). В устье Красной щели на берегу моря расположена турбаза "Черномория". Точнее остатки турбазы. Но кто-то в домиках обитал. Еще запомнилось: останки сгоревшего домика, а рядом то, что осталось от пожарной машины. Видимо пожарку вызвали тушить пожар, но она доехала только в одну сторону (пожар так и не потушила), а обратно выбраться уже не смогла...

Пляжи в окрестностях Красной щели нудистские. Поэтому мы, набрав предварительно воды, ушли немного вправо в сторону Темной щели. И поставили палатку прямо на пляже. Как выяснилось в этот день мы протопали 27 км.
Вечер на берегу моря подарил красивый закат. Вода в море была еще теплая, но было немного ветрено.
Ветер усилился ночью и продолжился утром. Купаться уже было не комфортно. Мы долго рассиживать не стали и пошли по берегу в сторону Криницы.

В Кринице на все местные автобусы мы опоздали, поэтому подъехали на попутке до трассы, потом на автобусе до автостанции Пшада. А там взяли 2 последних билета на автобус до Краснодара. Как ни печально, но скорее всего вместе с этим маршрутом мы закрыли купальный сезон в море в этом году.

Ссылка на первоисточник:
http://fotki.yandex.ru/users/fttuf/album/448165/
Tags: Геленджик
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment