netochka_n (netochka_n) wrote in pvd_yug,
netochka_n
netochka_n
pvd_yug

Дольмен "Азишский-1"

Оригинал взят у dvernaya_moda в Охотник на дольмены (дольмен "Азишский-1")

Когда мне Мишка Глебов рассказал, что на Лагонаках прямо у дороги на скалистых отрогах хребта Азиш-Тау есть дольмен, я честно говоря, сперва не поверил — думал очередной туристский развод )
maikopskie_dveri
Изучил вопрос — и правда, есть такой уникальный одиночный мегалит в этом районе, и называется он «Азишский-1».
Уникальный своей конструкцией, интересными деталями, расположением и назначением.
Данный памятник находится в шаговой доступности для маршрута выходного дня.
Посетить его может любой, в любое время, особенно, путешествуя по Лагонакскому нагорью.
Стоял погожий осенний денёк.
Мы выдвинулись в сторону гор по автомобильной трассе Майкоп — т/б «Лагонаки».
Через шесть километров от Даховской развилки горный серпантин сменяется обширными субальпийским долинами и лугами. Обочины дороги гостеприимно встречали нас обилием предложений конных покатушек, дегустации травяного чая и медового разнообразия. В народе эта местность зовется «медовый городок».
Ориентиром для остановки служит комплекс домиков с маленькой кафешкой, на крыше которой размещён большой баннер с изображением подсолнуха на всю поверхность. Здесь и паркуем машину.
dveri_iz_massiva_kupit_v_krasnodare
Перейдя через дорогу, углубившись по обозначенной тропе в направлении к краю скалистого обрыва метров на двадцать, натыкаемся на знакомую уже табличку за которой скрывается цель нашего путешествия — дольмен.
Здесь кроется самое большое разочарование — мегалит разрушен.
Но ещё горше становится, когда узнаёшь его непростую историю.
dveri_iz_buka
Этот археологический памятник был открыт относительно недавно, дело в том, что видные ученые, проводившие исследования мегалитов Западного Кавказа в 19-20 веках даже не предполагали, что в таком месте: на труднодоступном скальнике (высота над уровнем моря 550 м), в отдалении от традиционных дольменных групп может существовать нечто подобное.
Эта позиция очень логична — зачем надрываться, тащить многотонные плиты в гору?
Единственное объяснение месторасположения «Азишского-1» - это тот факт, что в давние времена на данном участке проходил один из торговых путей, соединяющий Северный Кавказ с Черноморским побережьем.

Так или иначе, но в 1966 году при проведении проектировки горной трассы к турбазе «Лагонаки» и был обнаружен данный артефакт.

Видимо факт находки не произвел должного впечатления ни на государственные органы, отвечающие за сохранность памятников археологии, ни на безграмотных строителей, но во время прокладки дорожного полотна и сопутствующей инфраструктуры в 70-х годах этот одинокий беззащитный дольмен был безжалостно и нелепо разрушен строительной техникой.

Я не нашёл поблизости никаких намеков на дорожную периферию (столбы, трубы, отбойники и прочее), что оставляет ещё больше вопросов: кому он мешал?!

Сегодня Азишский-1 — это хаотичное нагромождение плит.
Только наметанный глаз заметит здесь следы портальной площадки, обломки боковых плит с пазами для торцовых стен, остатки поддерживающих контрфорсов, пяточные плиты.
dveri_iz_massiva_buka

dveri_iz_massiva_duba
dveri_s_patinoi
Дольмен в своём былом величии представлял собой сложную плиточную (с порталом) конструкцию с двухступенчатой крышей с ориентацией на восток.
Сооружение было воздвигнуто в III-II тысячелетии до н.э.
brashirovka
Мегалиты такого типа практически не представлены в «дольменной» культуре на территории  горной Адыгеи. Технология двухслойного перекрытия камеры свойственна памятникам «новосвободненской» культуры.

Это был образец вершины искусства дольменостроения: его портальная площадка далеко выдавалась вперёд, благодаря аккуратно выточенным пазам боковых стен все плиты конструкции были идеально сопряжены друг с другом. Древние строители учли даже возможность сейсмической угрозы и укрепили постройку, подложив под каждую несущую плиту пяточные камни.

Существует версия о культовом значении этого мегалита.
Подтверждают это находки многочисленных чашечных углублений на остатках покровной плиты. Эта версия роднит «Азишский-1» со знаменитыми орнаментальными дольменами Геленджика (в случае которых, данные углубления искусственного происхождения возможно использовались в качестве календарей или некого счета).
Patinadveri_patina
Примечательно, что в 90-х годах энтузиастами была предпринята попытка самостоятельной реставрации данного объекта.
Но, к сожалению, как это обычно бывает, излишнее рвение и непрофессиональный подход привели к обратному результату.
Развалы дольмена были восстановлены вручную без применения специальной техники, без проведения каких-либо оценок, и без закрепления узлов конструкции.
В результате, собранный дольмен простоял некоторое время и вскоре под воздействием собственного веса снова развалился. Только теперь уже безвозвратно, с разломами деталей.
kupit_dveri_v_maikope
Во многих путеводителях по достопримечательностям Майкопского района информация по «Азишскому-1» заканчивается фразой: «В настоящее время дольмен разрушен и требует реставрации».
Но остаётся с сожалением признать, что реставрация его уже практически невозможна.
proizvodstvo_dverei
Когда-то одинокий и таинственный мегалит с высоты птичьего полёта безмолвно взирал на широкую долину реки Белой и, сотни своих собратьев, сгрудившихся далеко внизу на легендарной Дегуакской поляне.
Dveri_iz_massiva_kupit
И сегодня обрывистый край хребта Азиш-Тау рядом с развалом открывает потрясающую панораму Западного Кавказа.
Вот, как на ладони, приютились крохотные домики станицы Даховской («Красивой» в переводе с адыгейского), на горизонте старинным замком высится горный массив Большого Тхача, справа тянутся отроги высокогорного плато Лаго-Наки.
И вокруг — ощущение свободы и древней тайны, бескрайние горные просторы и освежающий воздух альпики.
dveri_iz_duba_oreh

Tags: Адыгея, дольмены
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments