Золотая осень на Бадукских озерах

Оригинал взят у lisa_alisa в Золотая осень на Бадукских озерах
Тебердинский заповедник - по настоящему прекрасный уголок Западного Кавказа. Невероятная горная страна, царство нетронутой природы, бурных рек и более 150-ти ледниковых озер.
В нижней части долины р. Бадук располагаются лишь три из них, маленькие, но неверотяно красивые. Вода в них изумдурного цвета, а берега завалены огромными камнями.

Третье Бадукское озеро

Эти озера не похожи на все остальные, которые я видела в горах ранее. А все потому, что лежат они в зоне леса. Берега каждой озерной котловины густо поросли низкорослыми березками, осинами, рябиной и буком. В окбяре листья этих деревьев окрашиваются в невероятные цвета! Тут и все оттенки желтого, рыжего, красного и охры.

Именно туда мы и отправились в начале октября, встречать золотую осень

Идея пришла в голову достаточно спонтанно. Я давно хотела посетить это место, но включить эти озера в маршрут какого-нибудь большого похода не представлялось возможным. А все потому, что Тебердинский заповедник дает пропуск только непосредственно к самим озерам и не дальше. Верхняя часть долины реки Бадук, по которой можно подняться к одноименному перевалу, является зоной покоя.
Билеты на озера продают непосредственно около начала маршрута, путь к ним занимает от силы часа 2. Поэтому люди с огромными рюкзаками неизбежно вызовут вопросы, мол куда это вы собрались :)

Тебердинский заповедник

Из-за этого всего сходить к озерам можно только в формате короткой вылазки, которая для нас стала возможной, когда мы уже находились в регионе. За несколько дней до прогулки мы уже вернулись из большого похода по горам Архыза, и отдыхали у моих родственников в п. Псебай.
До отъезда в Москву оставалось еще несколько дней, я смотрела фотографии в сети и увидела снимок одного из Бадукских озер. Золотая осень в разгаре, Теберда от нас всего в 200 км, мы на машине, погода хорошая. В общем, все условия сложились как пазл, однозначно надо ехать!

Сказано - сделано. Собрались и поехали, на этот раз втроем, с нами поехала моя мама. Раньше мы всегда ходили в походы вместе с ней, но в последние года полтора у нее не получается выбраться в горы и эта вылазка стала для нее настоящим подарком.

От Псебая до Теберды ехать около трех часов. Дорога в целом нормальная, но после выезда из Краснодарского края на территорию КЧР становится заметно хуже. Но это все неважно, т.к. стоит только проехать станицу Переградную, с трассы начинают открываться великопелные виды. Туман, стога сена на полях и пасущиеся лошадки добавляют окружающему пейзажу еще больше живописности.

Вид с трассы в КЧР

На горизонте красуется Эльбрус! К сожалению, снят он не с лучшего ракурса, пока я просила Костю остановить машину, самую лучшую точку для съемки мы уже проехали.

Вид с трассы в КЧР на Эльбрус

После Карачаевска я задремала, и проснулась тогда, когда мы уже въехали в Теберду. Для того чтобы попасть к озерам, нам надо проехать через весь поселок, и еще километров так с 5 за него. Ошибиться невозможно, т.к. около трассы находятся указатели на достопримечательности заповедника.
Машину мы оставили прямо на обочине, но вообще гораздо лучше съехать вниз от указателя к озерам, там находится площадка, где без проблем можно встать.

Для того, чтобы попасть непосредственно на маршрут, нужно перейти реку Теберда по мосту. И вот тут у нас и произошел забавный случай :) Мост этот подвесной, и вход на него огорожен сеткой и калиткой, на которой висит плакат со временем работы маршрута. Подходим значит, а калитка закрыта на тросик с замком. Что-за незадача? Я знала что маршрут должен быть открыт, сюда совсем недавно ходили, да и вон машины рядом стоят. Мы подергали этот замок и так и эдак, я жутко разозлилась, поругалась и мы уже хотели ехать обратно в Теберду, узнавать в конторе заповедника что и как.

Но тут подъезжает еще одна машина с туристами, они выходят, спокойно открывают калитку и идут дальше. Оказалось что этот тросик там был просто петлей сверху накинут, чтобы калитка на ветру не болталась :) В общем, три дебила это сила :)

Наконец-то мы на тропе! Касса заповедника пустует, поэтому идем дальше просто так. Подъем к озерам начинается по густому лесу из вековых пихт, вдоль реки Бадук. Река бурная, если стоять около нее, то из-за шума воды не будет слышно друг-друга.

река Бадук, Тебердинский заповедник

Проходим около километра, и попадаем к слиянию рек Бадук и Хаджибей. Тут сделали капитальный такой мост для переправы, нам по нему на другую сторону. Прямо у моста висит плакат, на котором нам рассказывают легенду о происхождении этих рек. Почему-то все легенды в горах Кавказа похожи друг на друга, в них всегда речь идет о влюбленных, которым не суждено быть вместе из-за родных, врагов или других обстоятельств.

Слияние р. Бадук и Хаджибей

Конкретно эта легенда звучит так:
"Давным-давно, в ту пору, когда река Теберда была мелклводной, юноша Хаджибий полюбил девушку Бадук. И она полюбила в ответ, молодые решили соединить свои судьбы. Но, как это нередко бывает, родные были против. Тогда Хаджибий и Бадук бежали вместе в соседнее ущелье, но и там их нашла жестокая родня. Парня с девушкой разлучили, заперли на крепкие засовы. Но что запреты для любви! Хаджибий и Бадук продолжали видеться, прознав об этом, родственники решили положить конец их любви. Молодых вывели к разным перевалам и привязали их здесь к огромным камням. Плакала Бадук, не видя милого, плакала так горько, что её слёзы образовали горный поток Бадук, давший начало всем Бадукским озёрам. Бессильный что-либо предпринять плакал и Хаджибий. От его слёз родилось огромное Хаджибийское озеро. Слились воедино потоки, образованные слезами юноши и девушки, теперь они текут в Теберду. Вот отчего эта река стала такой полноводной."

Однако, суровые нравы были в те времена, такие истории наверняка рождаются не на пустом месте.

Поднимаемся все выше, пихтовый лес редеет и сменяется березово-буковым криволесьем. Тропа протоптана сквозь него как туннель, и золотистые ветки смыкаются у нас над головами. Наконец деревья расступаются и мы выходим на открытое пространство, заваленое камнями.

Тебердинский заповедник, осень

Еще несколько щагов, и перед нами окрывается первое озеро. Оно совсем небольшое, около 80 метров в длину. Берега его пологи, а максимальная глубина тоже небольшая, менее 5 метров. Вода в нем чистейшая, прекрасного изумрудного оттенка!

Первое Бадукское озеро

Вот я и мама, фотографируем невероятную красоту перед нами.

Гуляем по каменистым берегам

Любуемся октябьским лесом, который отражается в воде озера как в зеркале

Первое Бадукское озеро

У этого озера мы задержались надолго, его красотой можно любоваться бесконечно. Но впереди нас ждут еще два других, которые должны быть не менее прекрасны. Обходим наше озеро слева и движемся по тропе дальше.

Сверху в первое из озер впадает река Бадук. Потом она видимо уходит под земню, и течет где-то там, глубоко под теми камнями, с которых мы занимались фотосъемкой.

В каком то отчете я ранее прочитала, что маркированая тропа не подходит ко второму озеру и к нему надо спускаться без нее через кусты. Мы так и сделали, но потом оказалось что зря, есть там и нормальный спуск.

Второе озеро вдвое больше первого. Лежит оно на высоте 1987м и не менее красиво.

Второе Бадукское озеро

Погода пасмурная, остатки голубого неба практически полностью затянуло облаками. Дует легкий свежий ветерок, но иногда он затихает и в этот короткий миг можно успеть запечатлеть отражения гор.

Мы прогулялись только по правому берегу озера, тому что ближе к тропе, на самый дальний не ходили. К сожалению приехали мы поздновато и нам надо было успеть спуститься к машине до того как стемнеет.

Прощальный взгляд на второе озеро, и мы выдвигаемся к третьему.

Третье Бадукское озеро самое большое и самое высокое. Оно находится на высоте 1990м, его площадь составляет 3,6 га, максимальная длина — около 330 метров, ширина — 200 метров.
На мой взгляд у него и самый насыщеный цвет воды, бирюзово-изумрудный.

Третье Бадукское озеро

Иногда выглядывает солнышко, и подсвечивает воду своими лучами

Берега усыпаны опавшей листвой, иногда кажется что под водой находится россыпь золотых монет.

А дальний берег, тот что ближе ко второму озеру, завален живописными бревнами

К сожалению, все хорошее когда-нибудь заканчивается и нам пора возвращаться назад.

Последний взгляд на изумрудную воду, и мы прощаемся с Бадукскими озерами.

По знакомой тропе уходим в лес, и быстро спускаемся обратно, к началу нашего маршрута.

Переходим реку по мосту, и тут встречаем егеря Тебердинского заповедника, который собирается этот мост закрывать уже на нормальный замок, так что не откроешь! Спустились бы мы на 15 минут позже, и неизвестно как попали бы обратно. Так что будьте внимательны, время работы до 18:00 написано там не просто так.

Напоследок он видимо хотел выяснить, есть ли у нас билеты, спрашивал как бы туда прошли. Ответили что с большой группой, которая спустилась 10 минут назад, мы мол отстали :) Ну и он нас тоже оставил в покое, мы напоследок сфотографировали реку Теберда и благополучно уехали домой.

река Теберда

Мы все получили невероятное удовольствие от этой прогулки, ведь нам удалось застать невероятные краски октября и посетить озера, которые совершенно не зря называются жемчужинами Тебердинского заповедника!