Другой Папай

Маршрут №39 (15-16.11.2014): б/о"Дубрава" - Папай (Вост.+Главн.+Центр.+Средн.) - Южный Папайские вдп. - "скалы" - Зап.Папай - Сев.Папай - б/о"Дубрава" (35,7 км)
Трек: http://caucasia.ru/site/track/1136 или http://www.gpsies.com/map.do?fileId=eipnrznaiwhtvgql

Перед очередными выходными вдруг вспомнили: "А ведь мы в этом году ни разу не были на Папае!" Были годы, когда Папай посещался по 7-8 раз в году.

Итак, в планах Папай, но "другой", не стандартный. Решили пройти под южными скалами "Папайской пилы" между Средней и Западной вершинами. С подъездом к началу маршрута у нас проблем не было - мы договорились заранее: от азовского поворота в Северской нас в субботу утром довезли к базе отдыха "Дубрава", а в воскресенье вечером оттуда же забрали.
Пеший маршрут от "Дубравы" начали также не стандартно. Решили посетить единственный в Северском районе дольмен, который все время оставался в стороне от наших маршрутов. Дольмен как дольмен, правда восстановленный. Но хоть что-то...

Сейчас стоит сушь, поэтому обычно грязнющая дорога к подножью Папая, оказалась вполне "чистой". Нет, конечно грязь была, но пешком все аккуратно обходится.

Подняться на Папай решили стандартным для нас маршрутом - по скальному гребню с Восточной вершины. Единственная "новинка" была в подъеме на Восточный Папай - с седловины в ГКХ по гребню, потом вправо по крутому лугу под скалами, и выход на гребень, где идет "стандартная" наша тропа на Восточный Папай. Правда этот новый путь был только для одного из нас, т.к. эта тропа маркирована и по ней часто ходят.

Дальше был много раз хоженный скальный гребень с Восточного Папая на Главный. Этот гребень ходили и изнуряющим жарким летом, и зимой, когда он засыпан снегом, и ночью, и в сильный ветер. Короче можем по нему пройти уже с закрытыми глазами. Но тем не менее - это самый красивый и интересный путь на вершину Папая.

На главной вершине заглянули в тайник, оставленный геокеширами. Оставили свою запись в "Гостевой книге". На тригопункте увидели привязанную знакомую футболку, "забытую" одним из участников Кубанской кругосветки - 2012. Мы тоже были в этой экспедиции. На вершине долго не засиживались и пошли по гребню в сторону Западного Папая. После лесистого Центрального Папая скальный гребень носит название "Папайская пила". За Средним Папаем увидели удобную стоянку прямо на гребне и старое кострище. Здесь и заночуем. Воду мы естественно принесли с собой. Вечером у костра был наш обычный джентльменский набор: шашлык, красное вино (когда холодно делаем глинтвейн).

Ночью было на удивление тепло, немного поморосил дождик. Но утром ни одной капли на палатке не обнаружили - все высушил легкий ветерок. Собрали лагерь и на Среднем Папае спрятали рюкзаки - дальше пойдем налегке. Мы умышленно выделяем эту небольшую вершинку (Средний Папай) в "Папайской пиле", от которой отходит на юг характерный южный отрог, почти такой-же как от главной вершины. По этому отрогу очень удобно, как по ступенькам, можно спуститься к Южным Папайским водопадам на Черной речке. В месте, где этот южный отрог выполаживается надо резко уйти влево на умеренно крутые склоны и "по азимуту" или навигатору без тропы спуститься в водопадам. Мы спустились прямо к подножью верхнего водопада. Каскад их двух нижних обходится по левому склону - есть даже натоптанная тропка. Ниже водопадов неожиданно на дереве нашли отличные вешенки. Так что не зря сходили на водопады - кроме того набрали воды, умылись...

А дальше начался не стандартный и безтропный путь под скалами Папая. Подход к скалам крутой, местами на карачках, но под самими скалами можно идти относительно нормально - есть что-то типа полки. В самом начале пути под скалами увидели серн. Это самый западный ареал обитания серн на Кавказе. Мы их встречаем уже в пятый раз и серн насчитали пять штук. Хотя в прошлые годы их было больше десятка. Но может мы не всех увидели. Серны здесь обитают в очень труднодоступных местах, поэтому охотники до них не могут добраться. Мы только переживали - как бы серны не стали на нас сбрасывать камни.

Во время прохода под скалами надо поочередно пройти три скальных мыса и соответственно три кулуара. Особенно эффектно выглядел последний скальный мыс в ЮВ отроге вершины Зап.Папай-1. С мыса открылись отличные виды на Главный Папай, на пройденный путь под скалами. В этом месте стало припекать солнце, было даже жарко - и это 16 ноября!
Выход наверх на Западный Папай мы выбрали крутой, местами опасный. Но наверх все ходится ногами. А вот вниз в одном месте лучше повесить веревку (метров 10-15). По крутому юго-восточному гребню выбрались на Западный Папай 1-й. Отсюда отлично видны остальные шесть вершин Папая. Спустившись с вершины, заглянули влево в Папайскую пещеру. Но далеко в нее не залезешь - слишком узкая. Потом сделали небольшой фотопривал на вершине Западный Папай-2 с памятником. Прошли нашу стоянку и вернулись к спрятанным рюкзакам на средней вершине.

Ну а дальше было стандартное возвращение через Центральный Папай, "перемычку", Северный Папай и путь по дороге к "Дубраве". Это участок маршрута хорошо известен и его нет смысла описывать.