Два пешехода вышли из пункта "У" в пункт "Н". Часть 2.

Оригинал взят у asvetka в Два пешехода вышли из пункта "У" в пункт "Н". Часть 2.
Начало путешествия 1
Утро 4 ноября. У всех сегодня праздники заканчиваются, а у нас всё ещё впереди! Приятно!
После раннего пробуждения около 3 часов ночи и попыток ещё поспать, почти безуспешных, мы всё-таки около 6 утра выбрались из спальников и стали пить чай из термоса. Чай, кстати, довольно сильно остыл за ночь, видимо, потому что я просто бросила термос в угол палатки надо было хоть в рюкзак запихать. Попили. Поели. Темень стоит. Неудивительно, рассвет около 8 утра. При фонариках собрали вещи как раз к тому моменту, как рассвело. Но вылезать из палатки было ещё довольно прохладно.

С первыми лучами солнца вылезли в прохладу утра и принялись жечь костёр, не столько ради сжигания мусора, сколько ради обогрева. Приятно, собрав ледяные на ощупь стойки палатки, подойти к костерку и согреться.

Я дождалась, пока солнце поднялось над каньоном и отправилась фотографировать. Искала место, где ветви не будут мешаться в кадре, излазила весь близлежащий край каньона, но безрезультатно. Нет тут смотровых площадок! Посему будем довольствоваться теми видами, какие нам каньон дозволил лицезреть.

Около 9 утра мы были готовы выдвинуться в путь. Водой из ручья залили костёр, поблагодарили уютную стоянку, и пошли. Проходя мимо Ручейной, сфотографировали её провал.

От пещеры дорога начинает плавный, но довольно долго непрекращающийся подъём. Для тех, кто бывал в этих местах, проще сказать "начинается подъём до Дуба". Дуб - это такая местная достопримечательность, и как вы догадываетесь, Дуб - большой, иначе кто б его заметил и выделил среди дубово-букового леса. Правда, до Пшадского Дуба ему ещё расти и расти, но даже в том состоянии, как он сейчас, Дуб выглядит очень даже солидно.

Дуб служит своеобразным ориентиром. Дорога за Дубом раздваивается - со слов знающих людей для более оптимального прохождения мы выбираем левое ответвление. Полтора года назад оно было тропой... сейчас пред нами свежие колеи, неужто квадрациклисты накатали? Забыла упомянуть - на подъёме от Ручейной до Дуба, несмотря на то, что кругом лес и не видать ни черта, неплохо ловит Мегафон и Билайн.

Доверившись колеям, уходившим от Дуба налево, и какое-то время поглядывая в GPS, чтобы убедиться, что это действительно та дорога, что нам нужна, мы очень быстро спустились в ложбинку, повернули по ней направо и начали набирать потерянную высоту. Впереди виднелся просвет - та самая мятно-крапивно-ежевичная поляна западнее вершины 972 м, где по нашим данным полуторагодовалой давности теряется тропа/дорога. По совету Алексея NBN мы собираемся обойти поляну "слева, по обрыву". Пока мы идём по ложбине, и чтобы очутиться на обрыве надо как минимум взобраться на гребень слева по ходу, что вроде не должно вызвать затруднений - лес чистый, без подлеска и завалов. Но смущают колеи. Куда они ведут? Одно из двух - или только до поляны, или по ним мы выйдем наверх в урочище Мешок. И мы пошли по колеям, раздвигая прибитые морозцем ветви крапивы, отодвигая плети ежевики и всяких лиан, которые пытались скрыть ненавистные им колеи, эти шрамы на теле леса.

Колеи действительно шли только до поляны и там делали какой-то жуткий разворот по зарослям ежевики. Стало быть, придётся взбираться на гребень по бездорожью и бестропью.

Мы разделились - я полезла на гребень прямо "в лоб", а Вася медленно набирал высоту, забирая вправо, в надежде отыскать следы дороги, отмеченной на карте, которую мы не нашли в мае 2012г. Мы потеряли друг друга из виду на некоторое время, но постоянно слышали друг друга, шорох листьев под ногами заглушить было невозможно. Я достигла гребня, он бы чистый, поросший травкой и редкими кустами азалии с изумительно покрасневшей листвой, и побрела в ту сторону, где на гребень должен был выйти Вася. А он там уже сидел и ждал меня.

И по его словам с некоторого момента шёл по дороге! Ну да, вот же она, эта заросшая дорога, мы прямо на ней уселись отдыхать. "Заправились" орешками и конфетами, сфотографировали золотую листву на макушках осин, замёрзли за 15 минут отдыха, и снова пошли.

Дорога, найденная Васей, читалась недолго. К тому же она тут не нужна. Можно просто идти по краю Мешка, поглядывая через каньон на другой более высокий "берег" - Баронову поляну, со стороны которой раздается рычание ГАЗ-66 - мы даже знаем, за кем эта машина поехала.

Вскоре мы достигли некоей локальной высшей точки над каньоном Ходзи, откуда открывался вид на одну из мощных створок Мешка - Красную Скалу. К сожалению, вид этот снова был подпорчен большим количеством веток, лезущих в кадр.

И что самое обидное - мы в прошлый раз пробовали пройти дальше по краю каньона в поисках смотровой точки без ветвей, изрядно покорячились, но места такого не нашли. В этот раз мы просто не стали тратить время и сразу же приступили к спуску - мы знали, что чуть ниже будет дорога, та самая, что недавно находилась и снова терялась в лесу. На этом участке дорогу уже не потерять, потому как присутствует такой атрибут лесной дороги как непросыхающий гряземес, благодаря которому она видна и под листьями, и под снегом. Мы быстро спустились к дороге, стали пробираться по её обочинам, которые были в достаточно подсохшем состоянии. Да и вообще, грех жаловаться нам на эту дорогу, то ли ещё будет в нашем походе, но сейчас мы этого не знали и частенько чертыхались по поводу того, что какую-то лужу (но далеко не каждую!) приходится обходить, забираясь вверх по склону.

На какое-то время дорога ушла на другую сторону гребня, открыв нам внизу долину Ходзинки и вид на Скалистый хребет в районе Кизинки. Собственно, каких-то особенных видов тут не было, этот участок логично просто быстро проскочить (ага, быстро - там вообще-то подъём) и забыть. Но затем начинается приятный для ног плавный спуск в сторону Красной Скалы, и если отбросить воспоминания о той единственной мерзкой луже в начале спуска, куда я вступила, то это просто прогулка по парку. Солнышко светит, пахнет какими-то пряными травами, дорога офигенно ровная и сухая, иди и наслаждайся!

Около 12 часов мы обогнули Красную Скалу, прошли мимо родничка (не пересох даже в такую сушь, радует!), и выйдя на солнышко, привалились минут на 15 отдохнуть. Уже вроде и есть хочется, но решили обедать у второго брода через Ходзь, но чтоб туда дотопать, был крайне необходим хотя бы короткий отдых.

В 12-20 снова пошли и за 20 минут дошли до первого брода. Воды по щиколотку, одолели брод в два прыжка.
За бродом начинается "ольховая аллея", очень эффектная без листвы и расчертившая своими тенями дорожку как тетрадный листок.

Аллея тянется по краю поляны, слегка защищая нас от палящего солнца. Нехило жарит в ноябре!

Мы уже всеми мыслями окунаемся в прохладу брода, так хочется поскорее до него дойти и полезть купаться. Наконец, в 13-10 я, минут на 5 отстав от Васьки на этом жарком прямолинейном участке, не сбавляя скорости, прохлюпываю по мелководью на тот берег Ходзи и приваливаюсь на отмели возле млеющего на солнце Васьки.

И, пока ещё не остыли и не успели передумать, мы лезем в воду. А она ну очень бодрящая! Зайти по колено и чуток поплекаться - и как-то уже совсем не жарко... Потом отогреешься на солнышке и опять хочется прохлады. Так и плескались около получаса, при этом Васька умудрился постирать термуху, "провонявшуюся поездом и автобусом", а я отмыть недавно утопленный в грязи ботинок. Но на полноценное омовение в омуте, где глубина была навскидку порядка метра, мы так и не решились, водичка была ледяная.

С удивлением обнаружила, что на дне среди всяких веточек и листиков лежит приличное количество фундука. Оказывается, можно прямо в воде насобирать орешков. Но мы предпочли перекусить более привычной для нас пищей.

На обед и отдых мы затратили ровно час и поспешили покинуть это чудесное место, т.к. было ощущение, что задержись мы тут ещё капельку - и день насмарку, так и будем купаться и загорать до вечера. Прочь, соблазны! И мы отдохнувшие и после купания как заново рожденные пошли вперёд, к Кунским полянам. Солнце снова стало нас жарить, словно пытаясь заставить нас одуматься и вернуться к реке, но мы были непоколебимы.

Вдоль дороги через Кунские поляны много шиповника, привяленного морозцем, очень вкусного. Дорога большей частью отличного качества, ровная и сухая, и лишь в перелесках местами попадаются грязные участки, на одном из которых мы заметили медвежий след.

В 15-15, спустя чуть более часа с момента старта от брода, мы были у "бункера". Поскольку шли довольно быстро и запыхались, то мы не смогли себе отказать в удовольствии посидеть на лавочках.

Рядом с бункером, на берегу Ходзи, есть банька. Она едва виднелась сквозь частокол стволов, и на случай, если мы будем идти слишком медленно, у нас здесь была запланирована ночёвка. А если будем идти более резво, как, собственно, и получалось - ночёвка планировалась уже в каньоне среднего истока Ходзи. Что ж, мы неплохо идём и до сумерек у нас есть неплохие шансы попасть в каньон и даже дойти почти под Амбицукову пещеру. Десятиминутный отдых у бункера окончен и мы продолжаем путь.

Еще минут десять ходьбы по дороге и вот она, полянка с брёвнами, на которой находится развилка "Каньон - Фирсова", но что-то ответвления влево не видно в высокой траве. Вася переспросил - это точно та поляна? Вроде бы она... А вроде GPS показывает, что не дошли, бред какой-то... Но пройдя немного вверх по дороге (именно после поляны дорога начинает идти вверх), я заметила, что GPS "исправился" и стал показывать, что идём в сторону Фирсовой, да и по ощущениям не должно было быть набора высоты. Мы резко повернули на 90 градусов влево и ломанулись по краю поляны через колючки, в результате выбравшись на заросший волок, перебрасывающийся на другой берег левого истока Ходзи.

Далее следовало напрячь память. Надежд на GPS не возлагалось, поскольку вблизи скал, а мы приближались к Скале Сипов, прибор имеет обыкновение безбожно врать, а то, что потом получается в качестве трека - просто какая-то жуткая ломаная, не имеющая ничего общего с реально пройденным путём. Поэтому мы обратились к воспоминаниям полуторагодичной давности, когда мы довольно идеально нашли путь в каньон через отрог Скалы Сипов. Попытку войти в каньон низом даже в ноябре по малой воде мы отбросили, основываясь на недавно полученных ощущениях, что речные камни очень скользкие, и правильно сделали. Итак, в каньон мы войдём через верх, набрав и сбросив порядка 100 метров.

Ключевой момент был в том, что идти надо не по более накатанному волоку, который по непроверенной мной лично информации уйдёт в сторону Фирсовой, а по заросшей и заваленной просеке, крутой и прямолинейной. Просека неплохо читалась от брода, в прямой видимости были первые метров 50 крутого подъёма, увенчанные наверху офигенно толстым поваленным деревом. Ага, нам туда... И мы медленно побрели вверх.

Поваленное дерево кое-как перелезли в районе корня и остановились на выполаживании перевести дух. Старая просека для невнимательного взгляда тут вроде бы и заканчивалась, но не для нас! Мы знали, что она делает "крюк почёта" по лесу (сперва направо, затем налево), огибая балочку сезонного ручейка. Но сейчас, когда мы видели впереди "проплешину" перевальчика в отроге, куда нам в итоге требовалось попасть, нами овладело желание срезать. И мы срезали по прекрасному пихтовому лесу, чем-то похожему на архызский.

Ручеёк пересох, оставив после себя лишь каменные ступеньки, спускающиеся куда-то в бурлящую пасть каньона, породив во мне мимолётный интерес проверить спуск в каньон по ручью. Но не сегодня.

Солнце было нашей путеводной звездой в полном смысле этого слова, оно зависло над седловинкой перевальчика и мы безошибочно рулили на это сияние среди ветвей. Местами было ощущение, что идём по заросшей дороге, но если это и была дорога, то очень и очень старая, непонятно, где начавшаяся и где закончившаяся. Скоро почти горизонтальный участок был пройден и перед нами возник финальный примерно 30-метровый подъём на гребень отрога. GPS говорил, что мы действительно неплохо срезали и выходим как раз к месту, где вниз спускается тропка. Однако, по выходу на гребень мы не обнаружили никаких следов тропы. Но безошибочно выбрали направление спуска, и уже через несколько минут ноги нащупали звериную тропку, да, это было она, можно было не сомневаться. Впереди белел массив Скалы Сипов, скрывший от нас солнышко. Спускаясь, мы погружались в сумрак.

Ноги на спуске стали показывать признаки усталости, я спускалась очень медленно, а Васька уже топтался на другом берегу и фотографировал, как я черепашьим шагом двигаюсь вниз.

Васька предупредил меня, что прибрежные камни, поросшие мхами, тоже очень скользкие, как и те, что в воде. Преодолев этот бродик усталыми ногами по жутко скользким камням, я порадовалась о решении не входить в каньон по реке. Блин, а дальше-то как идти? Тут же большая часть пути по реке. А уже так хотелось расслабиться, но видимо, не получится...

Начало пути по каньону было комичным - не обладая таким размахом ног, как Васька, и не сумев перелезть какой-то ствол, я сунулась было пролезть под ним - с рюкзаком ну никак не пролезу, даже на карачках... сняла рюкзак - просунула в дыру, выпихиваю его, а сама едва удерживаюсь на скользких камнях, потом выползла ползком, начала одевать рюкзак, чувствую, ща рухну... опять положила его, пихаю по "катку" дальше, сама бочком-бочком, короче цирк, Васька ржал с этого действа. Ну так это было только начало!

Мы подошли к тихой заводи и поняли, что на наклонных каменистых берегах мы на ногах не устоим, а по воде идти тоже особого смысла нет - так же скользко, ещё и мокро, так что полезем мы вверх по склону. По правому по ходу, левому орографически. Он показался более ходибельным.

Перешли реку. Склон был весь в зарослях колючего падуба, так что без ненормативной лексики тут не обошлось. Короче, мы пробурились на высоте метра два-три над водой, цепляясь за колючки, и снова спустились к реке, перешли на орографически правый берег. Снова весёлый участок - надо протиснуться между склоном и валунами по скользкой тропке, причём на заключительном этапе надо задрать ногу на метровую ступеньку... блин, ну без рюкзака я так могу, а с рюкзаком я чуть не завалилась на спину. А длинноногий Васька без проблем влез на эту ступень и за руку затащил туда меня. Ну, вроде всё... Больше заморочек в каньоне не предвидится.

Действительно, дальше мы довольно легко шли, иногда переходя с берега на берег. Звериная тропа то находилась, то терялась, наверное, зверь зачастую не морочится и идёт по руслу. Воды в реке было меньше, чем в мае, но совсем недавно, во время листопада, воды было явно больше, о чём свидетельтствовали часто встречающиеся "мозаики", спрессованные из листьев. Тут явно течение постаралось. Но сейчас эти ковры из листьев были сухими и хрустящими.

Шли мы, шли, да и нашли местечко, укрытое от ветра и поодаль от воды. Наверное, есть смысл остановиться на ночь именно здесь? Но до начала подъёма к Амбицуковой мы ещё не дошли, быть может, там лучше? Решили проверить эту гипотезу налегке.

Времени было чуть больше 17-00, скалы вверху освещались закатным солнцем, а внизу уже было довольно мрачно.

Мы несколько раз переходили реку, пока дошли до того места, которое якобы "то самое", но я не сразу его узнала. В моей памяти были два, как мне казалось, хороших ориентира - светлый округлый камень, лежащий на повороте русла, и маленькая пихточка, растущая перед этим камнем. Глаза искали в сумерках светлый камень. Но его не было видно. А место вроде бы то... При более внимательном осмотре обнаружилось, что светлый камень никуда не делся, где лежал, там и лежит, но русло сильно завалило упавшими деревьями, вот его и не видно. Зато пихточка цела! Растёт и хорошеет, аккуратненькая такая!
Заприметили новый ориентир, надеемся, он просуществует долго - упавшее поперек русла замшелое дерево и рядом с ним ещё одно дерево, лежащее через тропу.
Однако ночевать тут мы единогласно не захотели - из-за поворота каньона свистел ветер и было более сыро по сравнению с тем местом, где мы оставили рюкзаки. Да не проблема, завтра дойти сюда - 10 минут делов.

Мы вернулись на полянку с рюкзаками и начались муки поиска места. То место, что изначально было признано идеальным, оказалось расположенным под мёртвым деревом, уже как-то подозрительно накренившемся, и мы под впечатлением недавно увиденных завалов не рискнули ставить под ним палатку. Всё-таки, оказалось, что вероятность наступления события 50% - или завалит, или не завалит - это очень большой процент и инстинкт самосохранения возжелал убраться подальше от этого дерева.

Безопасная полянка была найдена, но вот засада, она была вся в кочках засохших розеток папоротника. Ну тут уж мы поступили варварски, повыдёргивав эти папоротники нафиг и разбросав по окрестным кушерям - путь там себе прорастают. Итак, ровное место для палатки было найдено, довольно длинный ходовой день окончен.

Пройдено в этот день 15,3 км и на этом пути не встречено ни одной живой души. Да и в каньоне как-то тихо-тихо, никаких тебе ночных птиц, даже реки почти не слышно. Идеальные условия для полноценного отдыха.