Майская прогулка в ZаВоротье и обратно. Часть 1

Оригинал взят у asvetka в Майская прогулка в ZаВоротье и обратно. Часть 1.
Погода на майские праздники-2014 не обещала нас баловать, как два предыдущих года подряд.
Это было бы слишком:)

Отчасти из-за нерадостного прогноза пришлось отложить до лучших времён поход "Через два Маркопиджа".
Идея с Маркопиджами родилась в моей голове уже давно, но для её успешной реализации катастрофически не хватало погожих дней - есть там такие участки, куда в непогоду я не сунусь. И если насчёт прогноза погоды ещё можно было бы пофилософствовать - погода в горах непредсказуема, то на другой противодействующий фактор я управы, к сожалению, не нашла...

Этот фактор - необходимость разрешения заповедника на проход по его территории. Те, к кому я обратилась с просьбой поспособствовать, помочь не смогли, но к ним у меня никаких претензий. Когда стало очевидно, что через знакомых договориться не удастся, я обратилась с вопросом непосредственно в заповедник. Но ответа не получила и по сей день. Видимо, не в обычаях заповедника отвечать на вопросы по электронной почте, равно как и не в моих обычаях названивать по телефонам (особенно, когда это просто некогда делать). Констатирую - более удобный и цивилизованный, на мой взгляд, способ общения по электронной почте в случае с заповедником не прокатил.

Перекроить маршрут, чтобы он не затрагивал территорию заповедника можно, но у нас в распоряжении было всего 5 дней на поход, и в эти 5 дней новый маршрут уже не вписывался никак.
Надеюсь, что подготовка к этому маршруту не была напрасна и когда-нибудь мы всё-таки там пройдём.

Несмотря ни на что, майские праздники мы всё-таки провели в горах, хотя и немного более расслабленно, чем предполагалось в варианте с Маркопиджами. А чтобы эти самые Маркопиджи не думали, что мы так легко от них отказались, мы выбрали маршрут, чтобы держать их в поле зрения.

Как-то повелось называть Затхачевьем район, расположенный восточнее Тхачей, который как бы за ними, когда смотришь на стены Тхачей. И по аналогии - при взгляде с Тхачей в сторону Чёртовых Ворот, то, что скрыто за ними, я привыкла называть ZаВоротьем. Вот в ZаВоротье мы и отправились, выбрав из многообразия маршрутов такой, хотя бы часть которого была бы нам в новинку - к Восточному Ачешбоку из Кировского.

Новизна в основном была сосредоточена в начале пути, раньше из Кировского я не ходила, но на Восточном Ачешбоке бывала неоднократно. Однако, и подход к Восточному Ачешбоку я спланировала немного нетрадиционный, и по факту прохождения он мне понравился, несмотря на плохую погоду. Впредь буду рассматривать этот непопсовый путь как приоритетный от балагана Сахарова в сторону Чёртовых Ворот в противовес "классике".

Этот майский поход оказался первым, куда мы с Васей добирались не на общественном транспорте и впервые нам не пришлось спать ночь в автобусе или поезде. Правда, вставать всё равно пришлось рано. Выехали из Ростова в начале шестого, а в 10-30 прибыли в Мостовской. Отдохнули полчасика, позавтракали, а тут и наши краснодарские попутчики подъехали. В этот раз нам компанию составили Месилов Сергей (фотограф из Горячего Ключа, с которым я уже была знакома лично) и двое ребят из Краснодара, кумовья Андрей и Евгений (Андрей в узких кругах kuban.ru известен под ником "заблудший"). Вот такой тесной компанией из 5 человек мы и отправились дальше - по направлению к Псебаю, а далее - в сторону гор вверх по Малой Лабе.

Конечной точкой нашего автопутешествия и началом пешеходной части должен был стать поселок Кировский, а точнее - бывший Верхний Кутан, который в настоящее время включён в состав Кировского, хотя и находится от основного посёлка по другую сторону Малой Лабы.
Я никогда ранее не бывала в этих краях, наши заброски по темноте да в закрытом кузове ГАЗ-66 из Псебая на Чай-Гору не в счёт. Также не в счёт и посещение Никитино в рамках похода из Рожкао через Дженту в Затхачевье, ну видели мы это Никитино, переночевали да и дальше побежали по балке Капустина. На этом моё знакомство с районом исчерпывалось. Так что всё было как в первый раз, и смотрела я на долину Малой Лабы впервые настолько осознанно и старалась запомнить нюансы пути.

Псебай мы объехали по трассе, и немного не доезжая Солёного, свернули вправо, пересекли по мостам пару рек - Андрюк и повторно Малую Лабу, и вырулили на дорогу "Псебай - Перевалка". Перед нами открылась широченная панорама гор в облачном одеянии. Забыла упомянуть - с утра моросил мелкий дождь с редкими перерывами, а над горами клубились неприятные облака, но мы, воодушевлённые прогнозом rp5, были совершенно убеждены - над Никитино (прогноз смотрели по нему) будет солнечно! И вот сейчас, прямо у нас на глазах, облачная пелена стала расступаться, обнажив гребень Передового хребта, и вскоре заснеженные спины Тхачей засверкали на солнце. Появились из облаков Ачешбоки, Агиге и медленно выползали Сундуки. И что удивительно - это была единственная брешь в облачной гуще, только небольшая часть Передового хребта радовалась первомайскому солнцу, остальные горы дремали во мраке сгущающихся грозовых туч.

Незаметно подкатили к Перевалке. На выезде из посёлка в запустении стоит пост, перед которым выставлен аншлаг, уведомляющий, что аж через 60 км впереди нас ждёт погранзона. Шлагбаум на посту поднят. Вроде бы с весны пост официально снят, что не может не радовать, вряд ли кому-то были приятны эти проверки. Теперь путь открыт для всех.

За постом заканчивается асфальт, но грунтовка вполне приличная. Конечно, скорость передвижения резко падает, но тут цель не максимально быстро ехать, а ехать без происшествий, потому как непонятно какой глубины ямки, залитые водой, и не ждёт ли тебя за очередным поворотом встречный грузовик... Так что медленно, но верно мы продвигаемся вверх по Малой Лабе, и через какое-то время въезжаем в пос.Бурный. Окраины Бурного представляют собой заброшенные дворы с полуразрушенными домами. Но вокруг этих развалюх цветут яблони, а сами дворы - сплошные ковры из лютиков.

Ближе к "центру" Бурного появляются обитаемые дома, многие очень даже прилично выглядят. Тут даже есть клуб, уж не знаю, работает ли, но здание под него выделено.

На некоторых заборах висят таблички "Сдаются комнаты", а для тех, кто хочет отдохнуть покомфортнее (и явно подороже) имеется гостевой дом "Мельница" (номера, сауна, шашлык-машлык и прочее). Согласно указателю до Ростова - 364 км. Не верю!

Вдоль дороги попадаются отдыхающие с фотоаппаратами, довольно оживлённо тут. Дорога постепенно набирает высоту и довольно неожиданно на одном из её поворотов нам открывается вид на Никитино и широкое русло Малой Лабы, разделённое на множество рукавов. Справа по ходу над дорогой нависают скальные обнажения, подобные тем, что можно наблюдать в долине Большой Лабы, но не столь грандиозные. Место это явно пользуется популярностью у фотографов, мы тоже останавливаемся, делаем фото. Кстати, пока как-то прогноз не сильно оправдывается, какая-то морось срывается с неба, над Никитино тучки... Вот такой хреновый первомайский полдень...

Чуть было не блуканули у "Вериюта", не заметив развилку дорог, вернее, приняв нужное нам ответвление за въезд на "Вериют". Но начавшийся спуск к реке быстро нас вразумил - нам не надо на ту сторону, нам по левому берегу ещё бы проехать. Вернулись к "Вериюту" с целью расспросить дорогу, но уже почти подъехав к их воротам, заметили, что вот же она - наша дорога! И рядышком указатель "Кировский, заповедник", вот только почему он стоит за развилкой, а не перед ней?

Дорога после "Вериюта" стала поуже и заметно грязнее. Слева сквозь ветви виднелись дома Никитино, кое-где замечены были палатки на полянках и даже прямо во дворах. По подвесному мостику и далее к балке Капустина налегке брели отдыхающие. С рюкзаками пока никого замечено не было.

До Верхнего Кутана от Никитино несколько минут езды, но первые постройки, расположенные на возвышении над дорогой, на вид оказались нежилыми, так что оставить там под присмотром машины не удалось. Проехали "Турецкий мост", что над балкой Кутан, и теперь уже ниже дороги заметили какие-то домишки. На обочине стоял ПАЗик, в нём находилась какая-то женщина - вот к ней мы и обратились с вопросом "куда тут можно поставить машины", однако она оказалась совершенно не при делах и отослала нас на берег Малой Лабы к палаточному лагерю, там, мол, вам подскажут.

Вдоль дороги остались "следы олимпийского усиления" - пустующие рубленные домики, где во время Олимпиады жили наши доблестные защитники, да кучи мешков и остатки шлагбаума.

Пока Вася с ребятами ходил в палаточный лагерь, я прогулялась на мостик через Малую Лабу, по которому можно попасть в правобережную часть Кировского.

С моста хорошо был виден палаточный лагерь, как потом выяснилось, лагерь от псебайской турбазы "Восход". Меня немного смутил факт, что лагерь расположен так низко, в потенциальной зоне затопления Малой Лабы, но их инструкторам виднее, они ж тут местные, к тому же завтра лагерь собирались снимать и уходить на Малые Бамбаки.

Ах, да - солнце же снова сияло над нами! Вера в rp5 упрочилась. И неважно, что вечером нас ждёт гроза, до вечера мы уж как-нибудь обустроимся.

"Местные" из лагеря, оказалось, тоже ничем не могут помочь с тем, куда нам пристроить на 5 дней пару машин, посоветовали вообще полнейшую чушь - езжайте обратно до "Вериюта", по мосту в Никитино, затем в правобережный Кировский, там куда-нибудь машины поставите и вернётесь сюда по подвесному мостику. Не, что-то тут нечисто, и нам этот вариант обернётся потерей ещё как минимум часа времени. Но тут, на наше счастье, появился какой-то мужичок, видимо, действительно местный, и направил нас в "Сказку", сказав, что хозяева за 100 р. в день за машину очень даже радостно нас встретят. Спуск к этой самой "Сказке" был рядом с пустующими домиками пограничников. Мы быстренько сбегали вниз, договорились с хозяевами, и наконец-то, наши машины обрели своё место напротив баньки. Владельцы "Сказки", семейная пара, произвели неплохое впечатление, и что удивительно - поинтересовались о нашей регистрации в МЧС (с которой, естественно, мы не заморачивались) и настойчиво попросили наши телефоны и точные сроки возврата, чтобы в случае чего звонить куда следует:)

Времени на поиск места для машин ушло немало, и лишь в 13-30 мы стартовали от "Сказки". Солнышко припекало, и хотя нам большую часть сегодняшнего пути предстояло пройти в тени деревьев, было жарко неимоверно.
Не доходя Турецкого моста, вверх уходит довольно широкая старая дорога. Это и есть начало нашего пути по балке Кутан. Хотя, конечно, был соблазн проверить, куда ведёт такая чудесно натоптанная тропка по левому берегу Кутана, но сразу скажу - хорошо, что я не высказала эту мысль вслух, а то вдруг бы на неё повелись и тогда блуканий было бы не избежать.

Несмотря на то, что шли по дороге, сомнения в правильности пути иногда грызли. Вот, к примеру, уходит хорошая дорога направо, ближе к реке, а мы выбираем какой-то полузаросший путь налево, а затем по какой-то едва заметной тропке пересекаем полянку, благоухающую мятой и лютиками, и снова углубляемся в лес, опять же по тропке, и тут - раз! и снова дорога... и ещё не факт, что та самая, что уходила вправо... Но тут уж я полностью доверилась треку из надёжного источника, хотя на сегодняшнюю часть маршрута треков у меня была парочка. Я отдала предпочтение треку Алисы (firefox), и готова признать, что именно её трек и оказался наиболее логичным. А другой, не знаю чьего авторства, который мы решили "проверить" на обратном пути, оказался из серии "пройти можно, но местами неочевидно как". Повторюсь, что никто из нас этим путём на Малые Бамбаки раньше не ходил, а поскольку идея маршрута была моя, то мужская часть группы в вопросах навигации полностью доверилась мне.

Первые 100 метров набора высоты были ознаменованы встречей с лесными пионами, которым мужская часть группы радовалась даже больше, чем я. Видимо, цветочками меня, искушённую в этих делах, не так уж просто удивить. Но я с удовольствием сфотографировала довольных Сергея и Женю на фоне пионов.

Дальше долгое время фотографировать особо было нечего. Довольно нудный тягун, а вокруг всё такое зелёненькое, что смысла в таких монохромных фотографиях нет никакого. Правда, были интересные объекты - скальные выступы противоположного берега балки Кутан, но и они были скрыты за сетью ветвей.

Набрав метров 250, мы ненадолго привалились на повороте дороги, чего-то перекусили. Дальше дорога пошла как-то офигенно круто вверх и вдобавок местами стала очень грязной, т. к. её постоянно пересекали какие-то ручейки. Время близилось к 15 часам, и нам навстречу стали попадаться люди - оказывается, из Кировского или Никитино вот так запросто налегке бегают на Малые Бамбаки. Причём некоторые гламурные особы умудряются делать это в замшевых сапожках, ох, и вид у этих сапожек был, мама дорогая... Вообще, некоторые барышни выглядели довольно измученными спуском, что нас смутило - ведь нам-то по этому пути подниматься, да ещё и с рюкзаками. Но раз уж выбрали такой маршрут, остаётся только идти вперёд и вверх.

Правда, после того, как крутой участок мы одолели, и вроде бы порадовались временному выполаживанию, начался спуск к ручью. Как ни жаль нам было набранных метров, пришлось топать вниз. Ещё и по грязюке. Перемахнули неглубокую балочку с ручейком, снова чуток набрали, и опять вниз... Теперь уже к Кутану. На этом этапе, несмотря на то, что идти на спуск, я отстала от мужиков, и доковыляла к Кутану, когда Сергей уже носился с фотоаппаратом вблизи водопада, снимая его и так, и эдак. Было около 16 часов.

Перейти Кутан - дело плёвое, ни в какое сравнение не идёт с бродами Сахрая или Ходзи. А сама речушка довольно интересная, я хоть и не фанатею от водопадистых мест, но тут было как-то уютно.

Лесная дорога на спуске к Кутану закончилась, и дальнейший путь предстоял по левобережной тропе. Именно сейчас я мысленно вернулась к идее "не пойти ли сразу из Кировского левым берегом Кутана?" и отметила, что левобережье ниже брода через Кутан хоть и не выглядит непролазным, но и троп там тоже не заметно. Значит, путь по грязненькой лесной дороге был оправдан.

Васька предложил не рассиживаться у брода, а потихонечку идти вперёд, и мы вдвоём ушли дальше. Краснодарцы нагнали нас минут через 15. Тропка плавно набирала высоту над рекой, и постепенно набор высоты стал сказываться значительным уменьшением листвы на деревьях и количества травы. Лес становился более прозрачным, а балка Кутана постепенно сужалась. По её орографически левому борту мы вновь приближались к реке, которая в этом месте представляла собой каскад водопадиков. Вплотную к реке тропа так и не спустилась, не дав нам полюбоваться водопадами без завесы ветвей, но в месте наименьшего удаления от воды очень удачно расположена площадка для отдыха, там мы и зависли на некоторое время. Немного "подлечили" Сергея - он слегка рассёк и ушиб руку, фотографируя водопад у брода.

Пока мы отдыхали на удобных брёвнышках, погодка резко подпортилась. Похолодало, хотя это вполне логично, всё-таки уже высота 1450 м. И как было обещано прогнозом - налетел ветерок, согнал над нами тучки и что-то из них заморосило. Группа отреагировала на это молниеносно - утеплились и облачились в непромокаемое, приготовившись к дальнейшему пути в сопровождении дождя.

Под моросящим дождичком дотопали до места, где сливаются два истока Кутана. Тут Женя вырвался вперёд и унёсся вправо, вдоль левого истока, который ниспадал водопадиком со скальной плиты. Но мы его вовремя развернули - тот путь будем обследовать по дороге домой, а сейчас нам нужно кратчайшим способом выйти на луга Малых Бамбаков, а значит, нам тут следует идти прямо. Несмотря на имеющуюся достоверную информацию, что если сейчас пойти направо, набрать метров 200, то ждёт нас там удобная стоянка у развалин какого-то домика, и рядом родник, я всё же выбрала другой путь, пусть более длинный, но на мой взгляд, более логичный с точки зрения дальнейшего маршрута. Мой выбор был обусловлен также ещё и тем, что на краю Малых Бамбаков есть егерский балаган, и хотя вероятность того, что в этот первомайский вечер он пустует, была крайне мала... ну, а вдруг? Тогда нам никакая гроза не страшна!

Итак, мы перепрыгнули левый исток Кутана и продолжили путь по склону балки над правым истоком. И в это самое время над нами раздались громовые раскаты. Дождик слегка припустил, но как-то быстро закончился. А греметь продолжило, но уже не над нами, а где-то в стороне. И тут я заметила, что пока гремело да капало, мы проскочили скучный участок лиственного леса (особенно скучный и потому, что он пока без листвы) и бредём по смешанному берёзово-сосновому лесу, красота! Небо только очень невыразительное... Вскоре сосны и берёзы расступились и мы вышли в луговую зелёную ложбинку, причём я ума не приложу, куда подевался исток Кутана, вроде был слева по ходу внизу, а тут - бац! и нету никакой реки... На карте в этом месте исток Кутана даже не отмечен как пересыхающий, но готова поклясться - по дну ложбинки шла тропа и ничего общего с ручьём она не имела. Немного прояснило ситуацию обнаружение карстовой воронки, забитой снегом, видимо, русло тут подземное. А чуть дальше по ходу, под берёзками, всё-таки обнаружилось извилистое русло почти высохшего ручейка, который сочился "в никуда", вернее, в очередную карстовую воронку.

К этому времени из-за свинцовых туч выглянуло солнце. Мы находились недалеко от обрыва в сторону Уруштена, нам хорошо видны были противоположные склоны его долины. Прямо напротив - местами ещё заснеженные склоны Армовки, а за ней спрятавшийся в тучах хребет Снеговалка с Ятыргвартой во главе. Возникло желание заглянуть в глубину Уруштена с обрыва, мы сбросили рюкзаки на тропе и побежали с фотоаппаратами вверх, на левый борт ложбинки.

Край обрыва зарос можжевельниками, а рядышком покачивались на ветру бледно-фиолетовые колокольчики сон-травы, все в каплях дождя. Я вообще люблю эти цветы, тут же принялась всячески их фотографировать.

Вдруг послышалось восклицание Сергея "Смотрите, радуга!", и я тут же переключилась с цветочков на долину Уруштена. Мрачную, прям под стать своему названию...

Через несколько минут над нами просияло солнце, радуга чуть побледнела, зато улучшился обзор. Даже присыпанная снегом макушка Дженту вырисовалась из туч.

А над Снеговалкой и Скирдой облака продолжали сгущаться, что гарантировало нам неминуемую нехилую порцию осадков в обозримом будущем.

Мы продолжили путь вдоль пересыхающего ручейка, который ещё не раз прерывался, исчезая в какой-нибудь очередной ямке. На склоне справа по ходу, как раз над разветвлением истоков пересыхающего Кутана, мы заметили дым костерка - в березняке стояла группа краснодарцев. Мы на ходу поздоровались и проскочили мимо.

Андрей с Женей, а за ними и Вася, стали взбираться вверх по тропке, опоясывающей холм, на котором стоял лагерь краснодарцев. Я немного отстала, да и не сильно хотелось идти вверх, наверное, поэтому я и разглядела тропку внизу - она снова шла прямо по дну ложбинки. GPS не был согласен ни со мной, ни с ребятами, показывая что-то среднее, но уж там-то точно никакой тропы не было. Я решила идти по нижней тропе, а вскоре ко мне спустились и остальные, т. к. их верхняя тропка куда-то исчезла. Но и нижняя тропка не очень порадовала - видимо, речушка опять выбивалась тут на поверхность, да ещё и снежники не успели потаять, так что грязюки наши ботинки отведали по полной программе. Но как только мы выбрались из ложбинки в берёзовый перелесок, тропа снова стала чистая, однако местами заваленная. Немудрено, что мы её потеряли среди завалов и остатков снежников.

Слева по ходу вился по лугу хиленький исток Кутана, определяемый лишь по ярким жёлтым кустам калужницы, всегда сопровождающей мокрые места. Прямо перед нами нарисовалась осиновая рощица, за ней уже проглядывали просторы Малых Бамбаков. Где-то там была дорога, которая ответвляется в сторону неведомого нам егерского балагана от "основной магистрали", идущей к Шапке. Не было никакого смысла ломиться прямиком к дороге, рельеф вполне позволял срезать и мы взяли курс немного налево, т. е. прямиком на балаган.

Солнце обдало нас последними яркими лучиками и ушло во мрак тёмных туч. Очаровательная полянка, обрамлённая частоколом из сосен и с прекрасным видом на Дженту, манила упасть прямо здесь.

Сергей даже предлагал остановиться на ночёвку здесь, увидев в этом месте большой потенциал для фотосъёмки, но была одна проблема - отсутствие воды. Полузаболоченный исток Кутана уже нельзя было рассматривать в качестве источника питьевой воды, грязные снежники тоже. А возле балагана нам был обещан родник. Было понятно, что времени до того, как НАЧНЁТСЯ, у нас совсем мало. Но и до балагана всего лишь километр какой-то, авось успеем!

Мы пересекли по диагонали мокрый кочковатый луг, распрощавшись на этом с Кутаном (я так понимаю, что здесь и есть его самые-самые истоки), прошли по светлой осиной рощице и вышли на луга Малых Бамбаков. Открылся вид на г.Шапка (или как я её называю "Жабка", ну очень она на лягушенцию похожа с этого ракурса), отделённую от нас неглубоким овражком - истоком р.Бугунжа. Косматые облака стройными рядами наползали со стороны заповедника, мелкая морось уже начала срываться.

На лугах отчётливо просматривались множество параллельных троп в обход с запада высоты 1667 м - едва возвышающегося над общим уровнем плато пупырика. Все тропы вели в сторону обрыва над Уруштеном, неподалёку от которого прячется балаган. На этом участке пути взгляды прикованы к Скирде, и не только потому, что идём в её сторону. Скирда тут по праву "первая красавица".

Считаю, что нам повезло увидеть Скирду в преддверии непогоды, на фоне безоблачного неба картинка была бы менее впечатляющая. Прямо на наших глазах со Скирды начал сползать в долину Уруштена облачный завиток, ещё чуть-чуть и облачность поглотит "Часового". Скальный останец "Часовой" виден далеко не с каждого ракурса, и наилучшим из тех, которые мне доводилось видеть на фото, были виды со склонов самой Скирды. За неимением легальной возможности взглянуть на "Часового" с территории заповедника, приходится довольствоваться этим привычным видом.

Луга, усеянные примулами, удачно контрастировали с мрачноватым массивом Скирды и не менее мрачным небом.

Как только мы вышли на линию видимости балагана, стало понятно - нам не удастся сегодня им воспользоваться в качестве укрытия от приближающейся грозы. Из трубы балагана валил дым. Егеря? Или кто-то из туристов раньше нас сюда дотопал?

В балагане мы обнаружили двух туристов, которые любезно предложили нам разместиться в балагане всем вместе, но мы решили не стеснять их, раз уж они первыми заняли балаган. Всемером тут было бы явно тесновато.
Эти мужички поведали нам историю о том, как шли они, шли, и догнал их егерь на машине, застращал, что "нефиг наверх ходить, зверьё пугать, тут же ЗОНА ПОКОЯ ЗАКАЗНИКА...", а потом взял и завёз их в этот балаган, велев сидеть здесь и не высовываться. Ну те и сидят... правда, уже обдумывают мысль сгонять налегке на Сундуки. А егерь вроде как завтра снова приедет и начнёт разворачивать группы взад, у него сведения имеются, что аж 20 человек завтра сюда поднимутся, это ж они зверя совсем испугают.

Переварив полученную информацию, мы решили, что пока он завтра сюда доедет, нас уже будет не догнать. И мы пошли выбирать себе места под палатки.

Была мысль стать прямо у балагана, тут ровных мест полно, но Сергей предложил отойти поближе к обрыву над Уруштеном - там виды будут получше. Так и поступили. Хорошее местечко нашлось на полянке под деревьями на самом краю.

Концентрация туч над нами достигла критической отметки, стало мрачно, несмотря на то, что до заката было ещё часа полтора. Проводив взглядом хребет Маркопидж, ещё освещённый лучами солнца и как бы замерший в ожидании удара стихии, мы принялись устанавливать палатки.

Палатки ставили под усиливающимся дождём, который быстро перешёл в довольно приличный ливень.
Мы поужинали (кто в палатках, а кто и балаганчик бегал, чтоб у печки посидеть), и поскольку улучшения погоды не предвиделось, начали укладываться спать. На удивление было очень тепло. Заснула я даже не застегнув спальник и ничего на себя не надев из тёплых вещей, за что и поплатилась. Проснувшись среди ночи то ли от холода, то ли от наступившей тишины (дождь прекратился), я напялила на себя одёжку, кинула в спальник теплоид, и до утра меня уже больше ничто не беспокоило.

Итог дня: шли с 13-30 до 18-45, прошли примерно 8 км с набором около 850 м.

P.S. Трека не будет. По глупости его затёрли.