Туристские сказки о "Глазах" и "Глазках"

Оригинал взят у asvetka в Туристские сказки о "Глазах" и "Глазках"
С лёгкой подачи классика за озёрами закрепилось собирательное название "глаза гор". Но лишь немногие из них удостоились чести упоминания о "глазах" в своём имени собственном.

Я не знаю, сколько всего таких озёр и где они находятся, мне довелось видеть только два настолько удачно названных объекта. Это озёра Тебердинского заповедника, одно из которых - "Павлиний Глаз", а два других в совокупности именуются "Анютиными Глазками".

"Анютины Глазки" уютно расположились в крохотной озёрной чаше на высоте 2662 м на северном склоне одного из отрогов Кышкаджерского хребта, который из-за обилия расположенных в его цирках озёр совершенно бесхитростно назван Озёрным.

Жемчужинами Озёрного хребта принято считать два больших Муруджинских озера - Чёрное и Голубое, и с этим трудно поспорить. Эти два крупнейших озера Тебердинского заповедника удивительно красивы, посещение их вызывает бурю эмоций и желание непременно вернуться сюда ещё раз, о них можно много и долго рассказывать.

Но под впечатлением от Муруджинских озёр можно совсем забыть об их менее известных "соседях" - маленьких озерцах, разбросанных неподалёку. А ведь их там больше десятка! На мой взгляд, каждое озерцо из Муруджинской семейки достойно, чтобы за него замолвили хотя бы словечко и показали хотя бы на одной фотографии.

Случается, что в беседе с человеком, посетившим Муруджинские озёра, поинтересуешься, понравились ли ему Анютины Глазки, а он не понимает, о чём речь... То ли прошёл мимо, даже не заметив, а это вполне возможно, если идти в тумане, или "видел по пути какие-то лужицы - а что, они ещё и как-то называются?"

Эту ситуацию необходимо исправить:) Вот эти два игривых изумрудных "глазка", названных в честь неизвестной Анюты:

А теперь о том, как к ним добраться. Я расскажу о самом простом варианте, предполагающем подъём к Анютиным Глазкам из долины Уллу-Муруджу.

Начнём описание от стоянки, где обычно туристы ночуют перед подъёмом на Чёрное Муруджинское озеро. Место это известное - оно чуть выше по течению Уллу-Муруджу, чем ответвление от основной уллу-муруджинской тропы второстепенной тропки на пер.Назалыкол. На развилке стоит большущий камень, похожий на голову джигита в будённовке в профиль.

Так вот - надо пройти чуть дальше по уллу-муруджинской тропе за этот камень и поискать на лугу ответвление тропки вправо к реке. Через Уллу-Муруджу в том месте, где к ней подойдёт тропка, сооружён хилый мостик из сосновых и берёзовых стволов, перекинутых между крупными камнями. Рекомендую воспользоваться этим мостиком, поскольку течение Уллу-Муруджу сильное, и, несмотря на небольшие ширину и глубину реки, вброд переходить её будет некомфортно.

Оказавшись на левом берегу, нужно взобраться по тропинке на ровную луговую площадку над рекой. Как я уже упоминала, здесь обычно ночуют группы. За длинный летний световой день сюда можно довольно легко дойти от трассы "Теберда-Домбай", даже если по пути придётся постоянно отвлекаться на окружающие красоты долины Уллу-Муруджу. Иногда туристы предпочитают стоять в березняке в нескольких десятках метров выше по течению. Но в любом случае - наиболее логичное начало подъёма к Муруджинским озёрам находится здесь - на этой вытоптанной сотнями пар ног наших братьев-туристов полянке.

В окрестностях стоянки есть заросли черники, и если вы попали в сезон, то вам будет чем занять остаток дня. А потом можно будет наслаждаться тихим вечером, наблюдая как седые облака окутывают Чёртов Замок и расползаются по долине.

С утра со свежими силами начинаем подъём к Чёрному озеру. Рельеф склона таков, что "единственно правильных" троп тут не может быть в принципе - или камни, или непролазное криволесье с кустами рододендрона и малинника в качестве подлеска. Поэтому доверьтесь интуиции, которая просто не может не подсказать, что подниматься следует по светлокаменной осыпи, извивающейся между двумя криволесными массивами.

Кое-где на осыпи попадаются турики, по моему убеждению - не играющие какой-то существенной роли в ориентировании, но всё-таки подбадривающие, мол, не ты один такой бредёшь по этим шатающимся камням...
Нам показалось удобнее подниматься ближе к криволесному массиву слева по ходу, но не по самому краю осыпи, а на некотором расстоянии от криволесья. Уклон здесь поменьше. Правда, иногда приходилось в поисках более устойчивых камней выписывать зигзаги аж до правого края осыпи, но в целом идея была "держаться криволесья слева от осыпи".

Добравшись до верхнего края осыпи, мы некоторое время поборолись с искушением продолжить подъём по камням, забрав вправо - именно туда резко "свернула" осыпь, и идти по камням до упора в надежде выйти по ней на следующую, так сказать, ступень. Снизу этот путь полностью не просматривался, а идти под скальную стену, где есть шанс словить камень (не зря ж тут осыпь), мы не решились. Возможно, зря. Может быть, ничего страшного под скалами нет. Также можно было подниматься под скалу и по траве параллельно осыпи. Но пока мы рассуждали, есть ли смысл идти в том направлении, взгляд отыскал альтернативу. Не будем никуда сворачивать! Как шли, так и пойдём. Тупо вверх по лугу. Подойдём под скальную ступеньку, поросшую березняком, там, кажется, виднеется проход. А если что не так - вернёмся.

Но всё получилось. Проход в скалах не только был, но он оказался ещё и натоптанным. Это была самая настоящая туристская тропка, не звериная. И она очень грамотно провела нас по распадку между каменными стенами, а густой березняк оказался только в помощь, без страховки его ветвей кое-где взбираться по гладким камням было бы непонятно как. Хочу заострить внимание на том, что в момент нашего подъёма было очень сухо, но я не уверена, что можно рекомендовать этот путь в случае мокрых скал.

Немного покорячившись среди скал и берёз, мы, наконец, вырываемся на простор лугов. Участок берёзового криволесья при взгляде назад оказывается довольно-таки крутым, и мы рады, что нашли проход сквозь него и не потратили на это много времени. Если бы пошли в обход, по осыпи или рядом с ней, то в результате вышли бы примерно сюда же, но, вероятно, не так быстро.

Внизу лежит средняя часть долины Уллу-Муруджу, до сих пор остававшаяся недосягаемой нашему взору. Теперь же с высоты мы можем её рассмотреть и составить на будущее некое представление о её проходимости не по чьим-то отчётам, а на основе собственных наблюдений. Протяжённые участки каменного хаоса правобережья как-то сразу предостерегают от попыток там ходить, хотя якобы ходят по обеим берегам.

Но продолжим путь наверх. Впереди нас ждёт луговой склон довольно приемлемой крутизны, однако, он упирается в ступень "бараньих лбов", густо поросшую кустарником. По гладким "бараньим лбам" во многих местах сочится вода, а где-то среди кустов шумят невидимые глазу бурные ручьи. Там мокро и скользко, и подъём "в лоб" совершенно нелогичен. Так что хотим мы того или нет, путь у нас один - лезть под скалы правого борта и обходить "бараньи лбы" в месте примыкания их к скалам.

По лугу вьётся тропинка как раз в направлении скал.

По ней мы пересекаем луг по диагонали, затем тропинка теряется в камнях, снова появляясь через какое-то время на склоне заросшего рододендроном пупырика.
Взобравшись на пупырик, кто по этой тропке, кто напролом, мы как-то внезапно ощущаем себя выше "бараньих лбов". А издали казалось - там идти и идти...

Наше внимание приковано к скальному останцу, который по аналогии с причудливыми формами Чёртова Замка на противоположном борту долины Уллу-Муруджу, хочется назвать "Чёртовым Пальцем".

Далее перед нами простирается довольно обширное каменистое пространство, намекающее на то, что лёгкого пути наверх не будет. А раз так - мы приваливаемся среди камней отдохнуть перед очередным рывком.

Кстати, этот рывок должен стать заключительным на пути к Чёрному озеру, ведь в поле зрения уже появился такой значимый ориентир, как мощный ручей, бьющий как бы из дыры в склоне. В отличие от стока, который мы привыкли видеть у многих озёр - в виде ручья, вытекающего непосредственно из озера, в случае с Чёрным Муруджинским озером вода прорвалась сквозь подпруживающий его моренный вал там, где горные породы позволили ей это сделать. Получился вот такой "водопад из ниоткуда". Если не знать, что наверху есть озеро, то этот ручей - как бы сам по себе.
С более близкой точки описанный сток озера выглядит так:

Кстати, при подходе к Чёрному озеру со стороны перевал Гедейж уже никаких сомнений в том, что озеро и этот ручей связаны друг с другом, не возникает.

Наш привал оказался в том месте, где до Анютиных Глазок было совсем недалеко. Но чтобы добраться до места, откуда они будут видны, предстояло преодолеть каменно-рододендроновые дебри, и в них я благополучно застряла. Максимум, чего я добилась в своей попытке приблизиться к Анютиным Глазкам, это зависнуть на каменистом обрыве с видом на одно из озёр.

Надо признать, ничего особенного в этом виде я не нашла и даже немного расстроилась. Дальнейшее продвижение к озёрам по шатающимся камням и густым зарослям рододы я сочла нецелесообразным. Но решила, что разумнее будет подняться выше, с высоты озёра уж точно будут видны во всей красе.

И действительно, как только мы разделались с надоевшими качающимися камнями и выбрались в альпику, стали видны оба озера. И даже появилась ассоциация с "глазками", но какими-то сердитыми, что ли... Левый "глаз" казался прищуренным, а правый широко раскрытым, общее впечатление было, что "Анюта задумала что-то недоброе"...

Мы продолжали подъём к Чёрному озеру, а "Анютины Глазки" постепенно становились как бы добрее, и вскоре снизу на нас смотрело весьма забавное "личико".

Правда, мне эта озёрная группа напоминает скорее лицо инопланетянина, нежели какую-то Анюту. Но ради благозвучности названия я готова согласиться - пусть будут "Анютины Глазки":)
Ведь какие бы ассоциации у вас не возникли при взгляде на эти два крохотных озерца, безусловно, это ГЛАЗКИ! Озорные, лукавые, сердитые - в зависимости от ракурса.

В том месте, куда мы поднялись к Чёрному озеру, обзор на Анютины Глазки оказался скрыт скальной стенкой. Из-за неё на нас хитро поглядывал один глаз:)

Но я не могла отказать себе в удовольствии ещё раз взглянуть на милое личико с хитрыми глазами-озёрами. С этой целью я прогулялась в сторону пер.Гедейж. И снова Анютины Глазки глядели на меня, постепенно меняя цвет по мере моего подъёма. Вот один глаз стал насыщенно-изумрудным, и даже показалось, что в его глубине проступил "зрачок".

Я бродила по склонам, но меня не покидало ощущение, что за мной наблюдают:) Анютины Глазки пристально следили за каждым моим шагом. Как будто чувствовали - "вот, она уже увидела Чёрное озеро, теперь на нас внимания обращать не будет..."

Ну, что сказать... Чёрное озеро оказалось прекрасно, но что-то так и тянуло обернуться, чтобы снова и снова увидеть эти два широко раскрытых изумрудных глазика, с такой надеждой глядящих на меня снизу.