Семиглавая одним днем или "джинсовый поход" :)

Оригинал взят у lexzag в Семиглавая одним днем или "джинсовый поход" :)

В прошлую субботу осуществилось довольно давнее пожелание в очередной раз побывать на г. Семиглавой - одном из популярных в узких кругах участках Главного Кавказского хребта. :)
Я бывал здесь ранее, но когда это было не помню, скорее всего в 1994 году, как мне помнится это было под эгидой какого-то СЮТУРовского мероприятия был единый маршрут для разных групп, какие-то контрольные точки и тогда выйдя на вершину в утренних семерках, сделав контрольное фото мы быстро "побежали" по хребту в сторону Семашхо так и не успев понять где мы были. И вот еще она возможность. Везут, обещают показать дорогу, короче лень меня победила. Суббота 6 утра идет дождь, я сижу в "маршрутке" с 20 счастливчиками собранными http://kukarta.ru/ и примерно 30 еще рассредоточенным по собственным авто. Цифры могут быть не точными, потому что ни разу мы так и не собрались вместе и перекличку не провели :) Денек обещает быть веселым. Порядка 15 км в один конец с набором высоты порядка 1000 м. В принципе ни чего критичного, но для контингента собранного "по интернету" это может оказаться нетривиальной задачей.

Приехали в Большое Псеушхо, дождя нет, светит солнце, настроение гораздо лучше чем в мокром городе. Многие согласились идти на ближайшую гору, благо ее хорошо в отличие от Семиглавой-невидимки.

Аул то мусульманский, даже мечеть имеется.

После краткого брифинга авангард в прекрасном настроении двинулся в путь! Часть людей, в том числе и орги остались ждать кого-то и чего-то. Но без проводника нас не оставили, был у нас Сергей, знающий куда идти.

Меня поставили в мою не самую любимую позицию замыкающего и я шел и фоткал цветочки какое-то время. :) Тропина на удивление сухая, я успел порадоваться, что не обул ни какие дурацкие резиновые сапоги и не тяжелые ботинки, а просто в трейловых кроссах. Держат они отлично, идти в них легко.

Высота растет довольно плавно, запыхиваться не где. Народ идет довольно хорошо, не смотря на джинсы, непонятные городские кроссовки адидас и прочие "матрасные" ничтяки :)

Сергей периодически дает "перекурить" и травит всякие байки. Я наверное из них уже вырос, такие штуки про горцев, медведей и горы я уже давно проходил и стал довольно скептически относиться, но народу нравится.

Отдыхают и слушают.

Что мне не нравится в наших горах, так это то, что обычно видов нет ни каких, просто прешься по лесу и все. Может кому-то этого достаточно, а мне нужен простор и красота. Весной ее хоть как-то можно разглядеть через голые ветки, но какой кайф здесь ходить летом, не видно же решительно ни чего?!

Оказывается если знать "секретные" метки, то даже не обращая внимания на общепринятую маркировку тропы можно ориентироваться по таким белым лентам. это Артем Ковалев постарался чтобы его 2-х колесные друзья не блудили. :) Правда с тех пор как они блудили, многовато деревьев на тропу нападало, опять надо с пилой ехать и чистить все!

Внезапно местный житель. Сердобольные граждане его немного подкормили.

Кто дольмен не сфотал, тот не турист! :)

Я сфотал!

И на всякий случай корешки. Больше снимать практически не чего. Идешь по бывшему волоку периодически преходящему в тропу, радуешься, что он сухой, чистый, солнышко светит, не жарко.

Это сейчас, пока нет листьев, видно красивые скалы, листья вылезут и не догадаешься, что они там есть!

Есть шанс даже Мал. Наужи не увидеть, а речка симпатичная, с каньончиком, водопадами, большими камнями в русле.

Найдите вертолет на снимке! :)

Самое интересное препятствие перед базовым лагерем, где должна была остаться часть группы, из тех товарищей, которые нагулялись и на гору уже не хотят.

Пока самые стойкие просто разулись и перешли вброд, другие начали искать место где искупаться, за малым не исполнили свое желание :)

Некоторым конечно повезло и они воспользовались услугами "портеров", но основная масса взбодрилась и охладила, натруженные почти 10 км переходом, ноги в холодной горной воде.

Что надо сделать в лесу в первую голову? Конечно запалить костер и навонять горелым! Очень чаю хочется. Похоже один я тащил термос с собой :)

Выход в обратный путь назначен на 16-00, на часах 13-15 пора, тем кто пришел сходить на Семиглавую, совершить последний рывок. 700 метров вверх и 5 км по расстоянию. Авангард двинулся очень резво, я еле догнал :) В авангарде много спортивных товарищей, участников всяких забегов, короче я старался не отставать, хотя до забегов мне далековато.

Короткая передышка на подсобраться и совершить еще рывочек. Все реально на бодряках, ломят в гору!

с 1000 метров начинается снежок, по нему идти почти приятно, ни каких кустов, все ровно и красиво.

Снег уже подсевший и плотный, но местами можно провалиться, глубина его см 50. Не глубоко, но не приятно сыпется и тает в кроссовки :)

На склонах сильнее повернутых к югу снега нет и проступает тропа. В остальных местах она под снегом, но читается по надписям на деревьях и если обернуться видно марку. Удивительно, но почти везде она нанесена на спуск!

Случилось так, что я пошел на своем любимом месте - впереди! :)

На самом хребте снега с южной стороны тоже нет, народ радостно делает промежуточный финиш у памятника.

Нам не в ту сторону, хотя было бы время я бы прогулялся. У нас  же на все про все остается пол часа.

Памятник на перемычке. Внизу под ним многочисленные памятные таблички от различных организаций и туристических групп со словами благодарности воинам защищавшим Кавказ.

На северной стороне потрепанные ветрами пихты в снегу.

Шесси, были там 3 года назад. Ссылка

Прорастает что-то красное. Ботаники подключитесь! :)

Вроде та дальняя  - главная вершина, во всяком случае навигатор так говорит, до нее 800 метров по расстоянию и 50 вверх. Ерунда. Некоторые начинаю движение не то чтобы пешком, а просто бегом! :)

б/н

10 минут и можно фотографироваться. Навигатор кажет 1461, что выше чем официальная высота 1453 м.

Меня немного смущает, что нет геодезического пункта, может это не настоящая Семглавая? Проверять не когда. На верху дует изрядно, тепло выработанное в результате подъема давно закончилось, чай выпит, шоколадка съедена, время вышло, можно бежать обратно. Из всех кто вышел в направлении горы ее можно засчитать только шестерым. именно столько людей дошло сюда. Остальные рассредоточились по пути :)

Безлесные участки ГКХ манят. Начинаю понимать зачем сюда ходить на 2, 3 дня.

На спуске как не поснимать, хотя кажется уже все снял на подъеме, но кроны деревьев-то забыл. Хорошие такие вены с сосудами получились!

На спуске весело и хочется прыгать. Сдерживать себя не нужно!

Анастасия - главная "Кукарта", немного напряжена, на горе она не побывала, немного не хватило времени.

Молоденькая пихточка вытаяла из-под снега и пока еще не расправилась, но уже хочет помахать вам лапой. :)

Пихты постарше - вид вперед.

Вид вверх. Мне лично намного больше нравится!

На обратном пути я попытался сфотографировать то место куда мы ходили, долго шел и огладывался где же будет хороший вид...

Везде "кусты", но с трудом нашел место где они немного поредели.

Внизу основная масса народа уже устала отдыхать. Оно и не мудрено. Время к 17-00 срок выхода уже просрочен. А это значит, что основная масса будет возвращаться в темноте. Это совсем не здорово, учитывая, то, что идем по лесу, а в нем всякое случается. Я за хождение в светлое время суток.

Говорю, что "пошел догонять тех кто ушел раньше" обгоняю их через 10 минут и дальше всю дорогу до машин иду в гордом одиночестве насаждаясь единением с природой. На закате скалы, которые интересно выглядели утро, стали еще краше.

Но их все так же плохо видно сквозь ветки.

Хоть мох и все время зеленый, но весной он особо зеленый, я не смог устоять перед его зеленью :)

Время к ночи, солнце буквально через 10 минут закатится за гору, да и мне осталось буквально 2 км до конечной, за светло уже не успею, а вот в сумерках очень даже. В свое время я вписываюсь.

Итоговое время назад - 1 час с горы вниз до лагеря и от него 1 час 40 минут. Туда было на пару часов дольше.
Я думал я такой первый приду, а оказалось, что были по-настоящему пунктуальные граждане, которые пришли к 18-00 - времени запланированного отправления.
Когда окончательно стемнело стали подтягиваться и остальные. Все тянулись почти полтора часа. В 20-30 мы торжественно выдвинулись в обратный путь!
Удивительно, но ни кто не потерялся, не сломался, откровенно ругательств в адрес оргов не было, были люди, которые изначально не понимали во что они ввязались и что должно было быть в итоге. Порекомендуем им впредь тщательнее знакомиться с маршрутом и рассчитывать свои силы чтобы получать удовольствие от гор, а не просто пахать.

Если вдруг соберетесь на Семиглавую на 1 день, а лучше 2 и у вас будет место в машине я наверное крепко задумаюсь, чтобы сходить еще разок и прогуляться по хребту в какую-нить сторону. :)

Спасибо организаторам за выезд, а читателям за внимание!