Массив Больше (24-25.05.2014)

Маршрут №20/2014 (24-25.05.2014): Исправная (Бол.Зеленчук) - г.Больше - б.Башкирская (пещеры) - б.Мокрая (грот) - пещ.Извещательная - Исправная (45км+15км.авто)
Трек (только пешая часть): http://caucasia.ru/site/track/1068 или http://www.gpsies.com/map.do?fileId=pdrkbfxralfvyuhe
Трек (пеше+авто): http://caucasia.ru/site/track/1069

Карта

К этому маршруту Рома готовился давно. Постоянно напоминал нам: "В конце мая будет БОЛЬШОЙ поход. Ничего не планируйте на это время!" "Как скажешь, Рома." Но поход на гору Больше точнее было бы назвать не "большой", а "дальний". Все-таки это уже соседняя республика - Карачаево-Черкессия.

Маршрут планировался технически не сложный и большую часть должен проходить по дорогам. А если будет сухая ясная погода - вообще может получится "джиперский" маршрут - до самой вершины Больше от Исправной идет нормальная дорога. Массив Больше до недавнего времени интенсивно использовался под пастбища. Здесь повсеместно встречаются остатки ферм. И дороги остались с тех благополучных времен. Вообще на Больше есть 4 "магистральные" дороги:

1. от Исправной (моста через Бол.Зеленчук) - наш путь;
2. от Передовой (по Рогожке) до развилки и дальше совпадает с 1-м;
3. от моста через Кяфар через фермы и хр.Башкирка ("справа от Больше") - при нас там спускались внедорожники ГрандВитара и УАЗ-Патриот;
4. от Кобу-баши по балке Мокрой - в верхней части видели отличную щебеночную дорогу - очень перспективную...

Географически массив Больше является составной частью гряды Скалистого хребта. Это типичная куэста с крутыми южными и пологими северными склонами. С востока массив ограничен долиной реки Бол.Зеленчук, на западе - долиной реки Кува, правый приток Урупа, с юга - Северо-Юрской депрессией (широкая полоса с мягкими формами рельефа, выработанными на песчано-глинистых толщах раннесреднеюрского возраста - по ней проходит шоссе Р-256 из Псебая в Карачаевск), с севера - межкуэстовой депрессией (провал между грядами Скалистого и Пастбищного хребтов). Южная часть Больше административно относится к территории Карачаево-Черкессии, северная - к Краснодарскому краю. По краям массива расположено несколько станиц: Исправная, Сторожевая, Кобу-баши и др. (КЧР) и Передовая, Ильич (Краснодарский край).

В геологическом строении района принимают участие отложения средней и верхней юры, причем средне-юрские глинистые осадки образуют пьедестал с пологими задернованными склонами, на котором водружена монолитом вершина Больше (1751м.). В основании горы залегают песчано-глинистые образования келловея, затем лежит мощная толща известняков оксфорд-кимериджа. Массив Больше имеет большое количество карстовых полостей, приуроченных к известнякам оксфорд-кимериджа. Наиболее известные пещеры - Башкирка, Бандитская, Грязная, Грина, Мокрая, Самородная, Извещательная и др.

С вершины (остатки тригопункта) открывается широкая панорама от Эльбруса на востоке до Большого Тхача на западе, но все это видно в хорошую ясную погоду.

Интересна и загадочная этимология топонима "Больше". В интернете нет какого-то вразумительного толкования. Поэтому пофантазируем на эту тему.
На одной из первых карт этих мест встречается топоним "Балчи" - вершина и нынешняя балка Башкирская так назывались. По мосту через Бол.Зеленчук южнее Исправной (возле которого мы ночевали), в XIX веке проходила граница между ногайцами (тюрки) - на севере и башильбаевцами (абазины) - к югу. Предполагаю, что ногайцы могли называть башильбаевцев "балчи". Потом название трансформировалось на русский лад в "Больше". Другой близкий вариант есть у специалиста по абазинской топонимии Ионовой С.Х.: "БалточапгIан" (плато) - "Там где бежала кобыла". По смыслу либо "место скачек", либо "место выпаса".

Кстати, во времена Кавказской войны в устье Башкирской балки на Б.Зеленчуке был русский пост "Большерский", а возле упомянутого моста укрепление "У Каменного моста" (1843-58гг.). Посты были и на р.Кува: Кувинский (на его месте хутор Ильич), Надежный и Извещательный (последние 2 поста дали названия балкам, правым притокам Кувы). Еще один пост был на правом притоке Урупа реке Аргош, пост так и назывался "Аргошский". Почти нет сомнений, что современная "Рогожка" - это руссифицированный, бытовой вариант местных жителей старого названия "Аргош"...

Но вернемся к нашему маршруту. Выехали из Краснодара вечером в пятницу на пяти машинах. Место сбора было у моста через Бол.Зеленчук на южной окраине Исправной. Мы подъехали к месту сбора последними в 1 час ночи.

Утром посетили симпатичные водопады в устье балки Темной (Курлюк) и поехали вверх по хорошему щебеночному "автобану". Была надежда доехать на наших пузотерках-недоприводах до самой вершины Больше, иначе получался слишком большой пеший километраж по дорогам. Но нормально проехать мы смогли только 10 км. от моста. Дорогу нам преградили лужи, непреодолимые для наших авто. Делать нечего - оставляем машины возле разрушенного домика и дальше идем пешком. Нам двоим предусмотрительно выдали рацию. Рома знает, что мы все равно умотаем вперед. Договорились, что встретимся на месте ночлега, предположительно у Извещательной пещеры.

Так мы вдвоем поднялись на вершину Больше. Дальние горы к сожалению были в дымке, поэтому хороших панорам не получилось. Пока остальной народ подтягивался, решили поискать пещеру Башкирскую в истоках одноименной балки. Но нашли лишь жалкое подобие пещер - два небольших грота. Однако, погода начала резко портиться. Надо срочно искать наших и место ночлега. С водой здесь напряженка. К тому же вокруг все начало сверкать. Еще не хватало застать грозу на открытом плато. И связь, как назло, с основной группой пропала. По рации услышали лишь обрывки фраз Кости "спускаемся в сторону Баранахи по Извещательной балке..." "По Извещательной? Да нам туда километров 10! Мы явно не успеем до грозы. Наверное 'радист' Костя что-то перепутал". Когда пошли в сторону балки Извещательной и увидели удобный спуск и дорогу в балку Мокрую - решили, что Костя конечно-же перепутал и наши спустились в Мокрую, которая направлена как раз в сторону Баранахи. Даже костер внизу в леске нам померещился. Вот почему-то связи с основной группой не было. Может быть отключили рацию из-за грозы? А гроза все ближе, начало накрапывать. И тут неожиданно, рядом с дорогой увидели грот, где можно укрыться от непогоды. Грот нам так понравился, что решили больше уже никуда не идти. Место на одну маленькую палатку под навесом есть, вода рядом - не даром название балки "Мокрая" и дрова имеются. Хотя у нас есть и примус. Ничего, найдем наших завтра утром. Вот только обещанную всей группе солянку придется съесть нам двоим...

Утром собрались и вернулись на развилку к пещере Извещательной. Появилась связь. Оказывается наша основная группа вчера действительно была в пещере Извещательной, а сегодня пошли на вершину Больше. Вот это "монстры"! Мы договорились, что сбегаем налегке к Извещательной пещере и догоним основную группу по дороге к машинам. Решили сходить кольцевым маршрутом. Громадный вход в пещеру, из которой вытекала мощная река (балка Извещательная), впечатлил. Но затем свод резко понизился, а ползать по воде мы не планировали. На обратном пути пошли по отличному панорамному хребту с хорошими видами на Баранаху. Вернулись к рюкзакам на развилку. По дороге к машинам догнали наших, обменялись впечатлениями, обогнали и к машинам пришли раньше основной группы на час. Пока ждали остальных нас накрыла гроза, пошел сильный дождь. Как мы вытаскивали машины из скользкого чернозема с травой - это отдельная история. Нормальная дорога началась, только когда подошел шебеночный автобан "Передовая-Исправная". Правда по "автобану" во время спуска несся мощный грязевой поток. Но нас не смыло и все удачно выбрались на асфальт. Кстати, по пути домой видели настоящее наводнение в Ярославской на реке Джаковка. Население подтопленных домов покинули свои жилища и ждали "у моря погоды". Погода продолжает преподносить сюрпризы в виде проливных дождей уже достаточно долго. Все реки, которые пересекали по дороге домой, напоминали всемирный потоп.