Никельские прогулки. На Чёртов Палец

Оригинал взят у asvetka в Никельские прогулки. На Чёртов Палец.
Ближайший к Никелю населённый пункт - станица Даховская. К северу от станицы возвышается Скалистый хребет, в этой своей части именуемый хребтом Уна-Коз. К одной из достопримечательностей хребта Уна-Коз мы и отправимся. Называется этот объект Чёртовым Пальцем и представляет собой причудливый скальный выступ на краю хребта.

Похоже ли это на палец - утверждать не стану, но предположу, что к чёрту это скальное образование всё же имеет некоторое отношение, всё-таки скала двурогая, а где рога, там и до чёрта недалеко:)

Пешая прогулка к Чёртову Пальцу из Даховской займёт не более половины дня, поэтому её можно объединить с посещением каких-либо других объектов.

Начинается маршрут на правом берегу реки Дах у старого арочного моста, построенного по одним данным - в конце 19-го века, по другим - в самом начале 20-го. Якобы строили его казаки, и якобы каменная кладка скреплена особо прочным раствором на куриных яйцах, собранных жителями станицы. Как бы там ни было - мост получился очень красивым и в наши дни является визитной карточкой станицы Даховской.

Раньше мост был частью трассы "Майкоп - Гузерипль", но с момента постройки нового моста почти не используется, хотя до сих пор находится в хорошем состоянии и проезд по нему не закрыт.

С моста открывается вид на долину реки Дах. Выше моста правобережье Даха представляет собой пикниковую зону, там натоптано много прогулочных тропинок.

А позади моста возвышается хребет Азиш-Тау.

Натоптанная тропинка сразу от моста начинает набирать высоту. Несмотря на мороз, становится жарко. То снимая, то надевая шапки, спасаясь то от жары, то от холода соответственно, мужская часть группы совершает "открытие" - будет комфортно, если шапку надеть на местный адыгейский манер:)

Ширина тропинки просто слонячья, на деревьях часто встречается маркировка (две белые полосы, между ними красная), так что сбиться с правильного пути невозможно, разве что намеренно задаться такой целью.

Впереди угадывается выполаживание. Но это, конечно же, не конец подъёма. Видите, вдали над тропинкой проглядывает гребень Уна-Коза? Вот примерно такой высоты нам надо достичь.

Довольно долго идём с очень незначительным набором высоты. Тропинка в какой-то момент выводит нас на правый край широкого гребня и вскоре спускается чуть ниже под гребень. Теоретически на этом участке справа по ходу можно видеть долину Даха, но облачность не позволяет.

Затем тропинка неожиданно уводит нас вправо, проходя через небольшое локальное понижение рельефа, за которым следует монотонный равномерный подъём. Направление тропинки слегка смущает - мы движемся не под скалы Уна-Коза, а параллельно им. Но лишь до поры, до времени. Вот и поворот тропы. На этом повороте рядом с тропинкой находится родник, бьющий из-под старого клёна. Даже в январский мороз вода в нём есть - бежит тонкой струйкой из трубы.

После родничка тропинка резко взмывает вверх и выводит нас на полянку.

К этому моменту погода заметно ухудшилась - усилился ветер, стал срываться снег. Лично мне пересечь поляну хочется как можно быстрее, чтобы снова скрыться в лесу и не получать по лицу колючими снежинками:)

После поляны тропинка вьётся по лесу, подводя нас к "ступеньке рельефа", подъём на которую проходит по крутому 10-метровому взлёту. Затем надо обойти завал из упавших стволов. Далее тропинка становится уже не столь хорошо различима. Хотя, может быть, это мои впечатления именно от зимней прогулки, а в сезон тропа заметна? Но нам на помощь приходят следы недавно прошедшей группы. Но и без них вроде направление понятно - сквозь сгустившуюся облачность проступают рыжие стены Уна-Коза, а нам надо добраться именно к их основанию.

Валуны по мере приближения к стене Уна-Коза заметно укрупняются. Многие из них украшены бахромой сосулек.

А вот и "родина" валунов - место, известное под названием "Даховский обвал". Именно от этой стены они когда-то откололись. Опасное место, кстати. Видите, какие трещины прорезают стену? Ходить под этой стеной надо с осторожностью, а по возможности лучше вообще там не ходить:)

В небе можно заметить троллей, посетители верёвочного парка "Тетис" могут с высоты полюбоваться Даховским обвалом.

Вообще, Даховский обвал - штука довольно грандиозная, это вам не просто горку камешков каких-то насыпало, попадаются и весьма внушительные экземпляры. Один из осколков даже удостоился отметки на карте - на генштабовских картах есть отметка его высоты - аж 8 метров!

Но если карты знают об этом осколке только лишь высоту, то в народе за ним закрепилось и весьма оригинальное имя. Угадаете какое?

Это скалу называют Утюг! Вроде бы похожа она с этого ракурса на подошву стоящего утюга.

Говорят, что образовалась скала Утюг в результате обвала, спровоцированного немецким артобстрелом в 1942 году. Насколько это правдивые сведения, я не знаю.

Разглядывая Даховский обвал, мы не спеша подобрались под скалы Уна-Коза. Тропинка выводит к расщелине в скалах, а там, к нашему удивлению - забор и калиточка на замке:) Так не очень корректно по отношению к праздно шатающимся туристам верёвочный парк "Тетис" обозначил свои владения. Да в общем-то, мы и не собирались лезть наверх в этот парк. Но, как говорится, осадочек остался.

Чуть левее входа на территорию "Тетиса" в стене Уна-Коза есть небольшой гротик. Это как раз то, что нужно для проголодавшихся туристов! Здесь мы укроемся от снега и ветра и перекусим.

На стене рядом с гротиком какие-то придурки оставили надписи о своём посещении этого места. Мы не будем им уподобляться, тем не менее всегда сможем сказать "здесь был Вася", показав это фото:)

А пока нас догоняют наши отставшие на подъёме друзья, мы разведём огонь. Тепло костра нам совсем не помешает в такой морозный и сырой день.

Наконец, вся наша компания в сборе. Костёр разгорается, чай и бутерброды перемещаются из рюкзаков в наши желудки, в гроте становится тепло и весело:)

Дурачимся, делаем фото по-ростовски - на кортах:) Андрей ещё почему-то показывает "козу", при этом даже не подозревая, что попал в самую точку - Чёртов Палец чертовки похож на эту самую "козу" с определённого ракурса.

В гротике нам понравилось, но когда зашла речь о продолжении прогулки к Чёртову Пальцу, выяснилось, что ветер и усиливающийся снег окончательно убили в наших друзьях желание идти дальше. Они решают ещё немного погреться у костра и начать спускаться. А мы с Васей решили добить-таки этот маршрутик.

Выбираемся из уютного гротика в сырой январский полдень, больше смахивающий на сумерки. Ещё раз бросаем взгляд на стены Даховского обвала, на которые уже начинает налипать снег.

Тропинка к Чёртову Пальцу проходит по скалами мимо входа на территорию "Тетиса" и довольно густо промаркирована.

В отличие от скал Монаха стены Уна-Коза гораздо более сильно разрушены и покрыты сетью трещин, в некоторых растут растения. Сверху скалы нависают, спасая нас от противного колючего снега.

Внезапно тропинка ныряет в просвет между скальной стенкой и валуном. Нехилая такая каменючка...

Продолжаем путь под нависающими скалами. Встречаются сравнительно ровные места, где теоретически можно поставить палаточку, но я бы этого не делала - очень уж много осколочного материала под ногами валяется.

Проходим мимо очередного гротика.

Тропинка удаляется от скал в связи с увеличением крутизны непосредственно под ними. Деревья и заросли шиповника не позволяют приблизиться к скалам, чтобы получше рассмотреть, что там такое наверху.

Из леса мы ненадолго выбираемся на травянистый склон и тут прямо на тропинке встречается родничок, кстати, уже второй на пути под скалами. Местоположение родничков я отметила в GPS, может, когда-нибудь пригодится.
Припорошенные снегом дубы смотрятся сказочно на фоне рыжеватых стен Уна-Коза.

Наш путь лежит мимо пещеры Пыльной. Расположена пещера под отметкой 1021 м в гребне Уна-Коза. Ничего особо примечательного в ней нет, но ради того, чтобы хотя бы ненадолго укрыться от снега и ветра, мы в неё заглянем.

Ну, что сказать - пещера как пещера. Причём, действительно, очень пыльная внутри.

Как осторожно не ступай, пыль всё равно поднимается и в пещере стоит её запах. Дальше даже идти не хочется.

Возвращаясь назад, замечаю "наскальную живопись" - приветик из далёкого 1986 года от неких Таи и Гены:)

В Пыльной мы отогрелись, и чуть было не решили забить на этот Чёртов Палец - погода всё меньше радовала, что мы оттуда увидим? С другой стороны - оставалось всего каких-то метров 250, обидно такую малость не дойти. Ладно, идём дальше!

Видимо, чтобы немного поддержать нас в выборе продолжить прогулку, Уна-Коз показал нам весьма причудливую форму рельефа.

И вот впереди замаячил в тумане Чёртов Палец! С такого ракурса это однозначно палец, причём я бы даже сказала - средний палец в широкоизвестном жесте:) Нам как бы намекают - "вот вам ..., а не Чёртов Палец":) Ну, это уж слишком! Теперь просто дело приyципа - на него залезть!

Приближаемся... Естественно, ни о каком подъёме с этой стороны речи нет, мы-то знаем, что надо зайти сверху, с гребня Уна-Коза. А для этого следует обойти скалы - хотя в это и не очень верится, но они скоро закончатся.

Так и есть - скалы довольно внезапно заканчиваются красивой аркой. Дальше по ходу движения травянистый склон с редкой порослью дубов. Впрочем, через пару-тройку сотен метров снова начинаются скальные выходы, но нам имеющегося "просвета" вполне хватит, чтобы взобраться на верх Уна-Коза. Только сперва арку осмотрим.

Поговаривают, что раньше это был грот, но непрочная "крыша" его обвалилась, и осталась от грота только эта арка. Внутри теперь растут деревья.

Наверное, в хорошую погоду из-под арки открывается неплохой вид на долину Даха. Но нам суждено наблюдать лишь заснеженный лес, утопающий в "молоке". Василий в очередной раз даёт понять, что пессимистично настроен насчёт Чёртова Пальца...

Но меня жаба душит возвращаться, я настаиваю на том, что топтать я хотела этот дерзкий палец! Вася неохотно идёт за мной:)

Конечно, обидно, что сегодня всё в сплошной белой мгле... А ведь место панорамное, даже Эльбрус должен быть виден. Максимум, что мы можем разглядеть сегодня - это смутные очертания скального выступа 1087,3 м.

Чёртов Палец всё ближе. И он уже не один! Это уже "клешня" какая-то:)

Рядом растут сосны, которые даже выше "пальцев". При взгляде снизу деревьев не было заметно.

Вася решил подождать на тропе, пока я сбегаю к Пальцу.

Вот я и добралась до площадочки между "пальцами".

Естественно, я почти ничего не увидела вокруг. Только "галочку" для себя поставила, мол, бывала я на этом Пальце:) Замерила высоту - ровно 1000 м.

Видимость в обозримом будущем не обещает стать лучше. Так что запомню я Чёртов Палец именно таким - заснеженным и на фоне бесчисленного множества оттенков серого:)
Отмечу, что ракурс слегка изменился, и сейчас в очертаниях этой скалы мне видятся скорее рога, чем пальцы. Однозначно - чёрт в названии скалы упомянут весьма кстати.

Взгляд, направленный вниз, тонет туманно-снеговой завесе. Теоретически где-то там Гут и Трезубец, а между ними спрятался Никель. Не видите их? А они есть!

Только ближайшие окрестности и удаётся разглядеть. Будь погода поприятнее, мы прогулялись бы по верхам, но сейчас я решаю прекратить прогулку и возвращаться назад. Намеченной цели мы достигли, чего-то большего от сегодняшней прогулки ожидать не стоит.

Мы бегом понеслись обратно, оглядываясь на неприлично торчащий Чёртов Палец. Всё-таки мы его сделали! Тут вполне уместен был бы ответный жест:)

Теперь ветер дул нам в лицо и заставлял нас быстро бежать по тропинке, не поднимая головы. Мы добежали до Пыльной, отряхнулись от снега, допили оставшийся чай и снова бегом - теперь уже до гротика. Там же остался костёр, согреемся.

Но за час нашего отсутствия костёр всё-таки прогорел, хотя наши друзья, уходя, подкинули в него дров. Так что в гротике мы всего лишь в очередной раз стряхнули с себя налипший снег. И рванули вниз по тропе.

Я не засекала время, затраченное на подъём, но спустились мы всего за 25 минут. Запрыгнули в машину и поехали забирать друзей из кафешки. Так закончилась наша 4-х-часовая прогулка по не очень благоприятствующей погоде, в процессе которой пройдено всего каких-то 7 км в оба конца.

В завершении рассказа приведу наш трек, наложенный на карту ГШ. На первый взгляд - карта сильно устарела и далека от реальности. Но я не стану однозначно утверждать, что отмеченные на ней тропы - несуществующие. Я про те тропы, которые упираются прямо в родники под скалами. Скорее всего, так тоже можно пройти, причём сразу к воде.

В настоящее время стал популярен другой путь, который вы можете найти на OSM. Однако, не ведитесь на отметку "Чёртов палец 1021 м". Настоящий Чёртов Палец немного не там. О том, что такое же название имеет доминирующая высота хребта, информации у меня нет.

Но какую бы вы не выбрали карту, удачной вам прогулки! И главное - хорошей погоды!