Долина Аше - г. Бозтепе - Свирское ущелье (9-11.05.2015)

Маршрут №19/2015: аул Калеж - пещ.Ведьм - вдп.Псыдах - вдп.Шапсуг - дол.р.Аше - дол.р.Бекишей - г.Мехет - хр.Нихетх (дольмены) - пер.Поднебесный - пещ.Тигровая - г.Арош - ск.Муззоауку - г.Бозтепе - Свирское ущелье (водопады+дольмен) - Лазаревское
Трек: http://caucasia.ru/site/track/1211 или http://www.gpsies.com/map.do?fileId=amvmuymwcsppzikq

Во 2-е майские праздничные выходные решили посетить "дальние" для нас места, которые на нашей карте пройденных маршрутов представляют пока "белые пятна". Для кого-то окрестности Лазаревского - это "ближайшие огороды", но только не для нас.

На "майские" праздники все билеты на "Ласточку" в сторону Сочи были раскуплены чуть ли не за месяц. Но мы смогли взять два последних билета на минский поезд, правда в разных вагонах. И на всякий случай сразу заказали обратные билеты. В Лазаревке мы рассчитали, что успеем на автобус до Калежа, если минский поезд не опоздает. У нас целых 10-15 минут, чтобы добежать от ж-д вокзала к автовокзалу. Поезд не опоздал, но нужный нам рейс до Калежа отменили буквально накануне!... Пришлось ехать до поворота на Аше, а там голосовать. Целый час нас никто не хотел подвозить. Но все-же нам повезло - нас подобрал какой-то местный начальник, который был в приличном костюме с георгиевской ленточкой - сегодня же праздник 9 Мая. Подвез до Калежа совершенно бесплатно. По дороге интересовался - "не боимся ли мы медведей?"

Каких-то точных планов на этот маршрут у нас не было. Хотели максимально дальше пройти вверх по долине Аше, которая в верховьях плавно переходит в реку Бекишей. Причем: где заканчивается Бекишей и где начинается Аше никто не знает. Еще была мысль: "А вдруг успеем подняться на ГКХ - на г.Бекишей или ск.Хожаш?" Но пока все было туманно.

Сразу за Калежем увидели мост через Аше и аншлаг "Пещера Ведьм (Тахира)". Когда как не сейчас посещать коммерческие достопримечательности - пока "касса" не работает. Подошли к пещере по набитой тропке. Здесь все оборудовано. Но далеко в пещеру не пройдешь не замочившись - по дну протекает ручей, местами довольно глубокий. После пещеры посетили еще две коммерческие достопримечательности - водопады Псыдах и Шапсуг. Прямо к водопадам можно подъехать на машине и в сезон их посещение платное. Но, честно говоря, отдать 100-150 руб. за подходы к водопадам по удобным лесенкам совершенно не жалко. А водопады в начале мая полноводные, впечатляют.

Напротив водопада Шапсуг построено кафе, к нему ведет симпатичный подвесной мостик через реку Аше. А вот выше по течению ни удобных мостов, ни нормальных дорог уже нет. Дальше началась "жесть". Долина Аше и выше Бекишей совершенно не предназначена для пеших маршрутов по майской высокой воде. Сапоги все равно бы заливало, а ходить в тапочках-сеточках еще холодновато. Современные дороги по подобным долинам идут большей частью прямо по руслу - для нас ходьба по долине Аше превратилось в сплошной брод. Идти было тяжело, холодно и долго. Планы с выходом на вершины ГКХ отпали сами собой. С трудом дошли до места, где на картах показана тропа из долины Аше на гору Мехет. Туда и решили подниматься на 2-й день. А пока организовали симпатичный бивак на левом берегу Бекишея "со всеми положенными атрибутами" - звездное небо, шашлык, вино...

Тропа на гору Мехет из долины Бекишей натоптана слабо - ходить здесь особенно некому. Разве что звери поддерживают тропу. Ну хоть что-то. Тропа гребневая, по пути к вершине Мехет проходит через 2 локальные вершины. Весь путь идет по лесу, поэтому каких-то интересных видов и панорам нет. Лишь в просветах деревьев удавалось увидеть отдельные вершины ГКХ. Триангуляционный знак на вершине Мехет также стоит в густом лесу. А ведь когда-то эта вершина (и многие подобные) была панорамной. Как интенсивно зарастают лесом недавние луговые вершины в предгорьях Кавказа. Поясним: в туристском районировании Кавказа - горы к западу от Фишта, где уже нет ледников, называют "Западный Кавказ (предгорье)".

От вершины Мехет мы пошли уже совсем без тропы, "по азимуту" в сторону дороги по хр.Нихетх. Возможно выбрали не самый оптимальный путь, т.к. вдоль западных склонов Мехет идет дорога, скорее всего от ур.Чертов Мост (предположение) и соединяется с основной дорогой по хр.Нихетх. Мы эту дорогу увидели со скал Муззоауку. Так или иначе, мы вышли на основную ездовую дорогу по хребту Нихетх. По пути прошли две группы дольменов. 1-я группа из 7-8 дольменов в ряд стоит прямо возле дороги - пройти мимо и не заметить невозможно. Два дольмена в хорошем состоянии, с пробкой. Остальные разрушены. Другая группа дольменов в стороне от дороги. В ней не осталось целых мегалитов.

Дорога по хребту Нихетх спускается к перевалу Поднебесному. Через этот перевал проходит современная ЛЭП и дорога: одна спускается в долину Аше к аулам Лыготх, Калеж (бывш.Красноалександровские), другая в долину Псезуапсе к аулу Тхагапх (бывш.им.Кирова). Наш путь лежит в долину Хекуай, правый приток р.Псезуапсе. Мы хотели посетить пещеру Тигровую. Но на карте ОСМ в нашем навигаторе пещера показана явно не там. Как оказалось позже - в 700 метрах не там! Что за умелец наносил ее на карту ОСМ? После расспроса местных джиперов, аншлагов на деревьях и некоторого везения, мы все-же нашли пещеру Тигровую. Она тоже коммерческая, с лесенками, но добраться к ней сложнее, чем к пещере Ведьм. Зато Тигровая пещера на порядок интересней и длиннее пещеры Ведьм. Очень интересная пещера - нам понравилась. Расположена на левом борту долины Хекуай, практически рядом дорогой на пер.Поднебесный.
Место для 2-го ночлега мы выбрали на широкой, ровной поляне на правом склоне р.Хекуай, напротив пещеры.

На следующий день мы планировали подняться на гору Бозтепе и спуститься в Свирское ущелье. Предположили, что путь этот будет не легким и без троп. Но нам повезло. До отметки 607,8 метров (выбрали 250 м. по высоте) поднялись по хорошей новой дороге, проложенной к вышкам ЛЭП. С верхней точки дороги наконец появились первые нормальные панорамы. А дальше пошел непростой траверс по узкому, местами скальному гребню с зарослями рододы и других "держи-деревьев". Настоящим подарком на этом непростом пути стали скальные отроги горы Муззоауку. Отсюда открылись великолепные панорамы на все окрестные горы. Скалы Муззоауку стали настоящей изюминкой всего маршрута.

После скал предстоял очень глубокий спуск к седловине в сторону Бозтепе, а потом крутой и затяжной подъем на саму вершину. Высота Бозтепе (на старых картах - Гоастьехъ) 931 м. - высшая точка всего нашего маршрута. Вершина заросла лесом, без панорам. Позже мы узнали, что на ней могут быть пещеры, но во время маршрута ничего похожего на карст не замечали.

На спуске с Бозтепе основную тропу потеряли. Поэтому спустились в Свирское ущелье значительно выше намеченной точки. Путь к началу коммерческой тропы по руслу Свирского ущелья можно описать одним словом - жесть. Мы даже уже смирились с мыслью, что опоздали на наш поезд. Но ... совершенно неожиданно подошли сверху к водопаду Адам и Ева, от которого пошла хорошая натоптанная тропа. Бегом вниз, в Лазаревку! По пути увидели дольмен и еще один коммерческий водопад с красивой ванной.

В Лазаревское спустились еще и с запасом времени. Выкупили наши билеты и успели пообедать в "армянском" кафе напротив ж-д вокзала. Кстати, было довольно вкусно и по цене недорого.