г. Острая (Верхнебаканская) - г. Долгая (хр. Маркотх)

Маршрут №05/2016 (23.01.2016): ост.п.784 км - г.Острая (Верхнебаканская) - г.Долгая (хр.Маркотх) - Гайдук (10,5 км, набор высоты 370 м, сброс высоты 410м)
Трек: http://caucasia.ru/site/track/1328 или http://www.gpsies.com/map.do?fileId=lsmcipynhtcdpbgv

Нам известны, как минимум, 4 вершины с названием "Острая" в нашем крае. Поэтому, по примеру многочисленных "Лысых", решили добавлять в скобках уточняющий местоположение объекта элемент. Так вершину в данном маршруте мы назвали "Острая (Верхнебаканская)". На 10-верстной карте Кавказского края 1847 года - лист A.2 (укр.Новороссийское) эта гора подписана двойным названием Собалезъ (Пшоазезъ). Вершина Острая (Верхнебаканская, Собалезъ, Пшоазезъ) уникальная. У нее есть все признаки "командной высоты", которая во время военных действий имеет стратегическое значение. Мы практически не сомневаемся, что в дорусский период здесь была "древняя крепость" или сторожевой наблюдательный пункт. С вершины отлично просматриваются верховья реки Баканки, долина реки Атакай и щель Новороссийская. Контроль над проходом через перевалы в сторону Новороссийска идеальный. Понятно, что в годы ВОВ при обороне Новороссийска г.Острая (Верхнебаканская) использовалась также по назначению. Многочисленные окопы и оборонительные рвы тому подтверждение.

Наш однодневный маршрут мы начали с остановочной платформы "784км." (по требованию). Идти вдоль железнодорожного полотна оказалось неудобно, поэтому спустились на новороссийскую трассу и пошли по обочине в сторону реки Атакай. Уже с дороги отлично была видна луговая вершина Острой. С трассы свернули на дорогу в долину р.Атакай. И тут нас ждал неприятный сюрприз. Запретная зона, шлагбаум, сторожевые собаки и ... охранник. "Дальше нельзя!" "А как же дачи выше в долине Атакай, как туда ездят?" "Никто туда не ездит! Это закрытая частная территория, принадлежащая Верхнебаканскому цемзаводу." Мы поняли, что спорить, уговаривать бесполезно, поэтому спросили: "А можно обойти вашу запретную зону, нам надо на гору Острую" Охранник говорит: "Нет, вы нигде не пройдете - забор до самого цемзавода" Так мы и поверили... И пошли вдоль забора вправо. Охранник нам вдогонку прокричал, что нас подстрелят. На это мы ему ответили, что будем отстреливаться. Шутки - шутками, но ситуация неприятная. Тем более, выше мы подошли к еще одному охраняемому объекту - электроподстанции. Правда, ее мы обошли стороной. Там тоже вышел охранник и молча посмотрел, как мы поднимаемся по снежному гребню. От подстанции к вершине Острой шла симпатичная гребневая дорожка, умеренно крутая. Эта дорога, в верхней части, обходит Острую слева поэтому на вершину мы вышли по крутой тропке. Панорамы с самой макушки зачетные. Вот если бы видимость была получше. А тут еще снежок начал срываться. С вершины начали также круто спускаться на перемычку с горой 428,2. На седловине увидели отличное место для отдыха, сделанное с фантазией. Стол был выполнен из громадной катушки для кабеля. Поэтому лавки были сделаны полукругом. А внизу вся эта композиция была обложена кафелем. Отличная фантазия и место замечательное. Когда покидали место отдыха нам на смену подъехали отдыхающие на джипе. От них узнали, что эту композицию соорудили жители Верхнебаканского из подручных материалов. Молодцы, что тут скажешь.

Вышли на следующую панорамную вершину 428,2. Тригопункт на ней полностью разрушен, но панорама хорошая. В отличие от Острой, отлично была видна большая часть поселка Верхнебаканского и вся щель Новороссийская, по которой пытали проложить объездную дорогу вокруг Новороссийска, но так проект и закрыли. С вершины по пологой дороге спустились к развилке, где сходятся дороги с вершины, на карьер и вдоль нефтепровода. Сориентировавшись, нашли нужную нам дорожку на гору Долгую, с которой фактически и начинается хребет Маркотх. На Долгой стоит обелиск на месте гибели Унана Аветисяна, который повторил подвиг Александра Матросова и 16 сентября 1943 на этой высоте грудью закрыл амбразуру фашистского ДЗОТа.

От обелиска прошли метров 300 по гребневой дороге по хр.Маркотх, нашли нужную нам развилку вправо и стали спускаться в сторону пос.Гайдук. Во многих местах этого спуска были хорошие панорамы в сторону долины р.Цемес, Новороссийска. Но дымка мешала. По пути пересекли уже упомянутую недостроенную объездную дорогу вокруг Новороссийска. Уже внизу в Гайдуке пришлось пройти прямо через территорию цемзавода "Атакайцемент", но при выходе на проходной нам никто никаких вопросов не задавал - цемент мы с собой не выносили...

На платформу Гайдук пришли с запасом времени, успели переодеться. В ожидании электрички даже успели поговорить со "спецом" об особенностях производства цемента на "Атакайцементе". А что, нам было интересно...