Водопад на Майкопке, Тульская теснина и Волчьи Ворота

В дополнение к постам Ольги Станиной.

Карта и описание маршрута от Игоря Бутвина

Маршрут №09/2016 (13.02.2016): пос.Тульский (Адыгея) - водопад на р. Майкопской - Тульские пороги - пер. Волчьи Ворота - балка Семиколенная (р.Чхафизепс) (22,8 км., набор высоты 725м, сброс высоты 705м)
Трек: http://caucasia.ru/site/track/1339 или http://www.gpsies.com/map.do?fileId=esaozihlkupatjpt

Очередной "плановый" маршрут с Ромой - к водопаду на реке Майкопской (Майкоп). Краснодарцы редко посещают эту достопримечательность. Водопад на правом притоке Белой, а основная дорога в Гузерипль или на Лагонаки проходит по левому берегу. Поэтому до водопада на Майкопке обычно "руки не доходят". Но в этот раз цель была именно водопад и еще несколько достопримечательностей на правом берегу Белой.

Кстати, раньше в годы Кавказской войны и какое-то время после нее, дорога шла только по правому берегу (см.карту 1877г.).
Маршрут имел и историческую составляющую. 2 марта 1862 года вблизи устья реки Чхафизепс (балка Семиколенная) произошел исторический бой отряда майора Шимановского с горцами. Это был один из переломных моментов Кавказской войны. После этого боя масштабные боевые действия абадзехов против русских отрядов в этом районе прекратились. Подробно об этих событиях можно прочитать в капитальном 3-х томном труде Богуславского Л.А. "История Апшеронского полка" (1892г.). Конкретно о "блистательном деле Апшеронцев 2-го марта у Чхафизепса" во 2-м томе, глава 17.

Итак, мы вчетвером на машине пересекли Белую по мосту в пос.Тульском и продолжили движение по асфальтовой дороге до реки Майкопской. Оставили машину на обочине пошли пешком по руслу реки Майкопской. Мы плохо представляли, в каком месте ущелья находится водопад. Ни на одной карте его точного местоположения не было. Решили, что разберемся по ходу. Удобная дорожка по ущелью быстро закончилась, и мы начали сражаться с прижимами, завалами. Идти по руслу было не просто. Позже узнали, что нормальная тропа к водопаду идет высоко по орографически левому борту Майкопки.

На одном из левых притоков увидели водопадик, тонкой струйкой падающий со стенки. Рома предположил: "Может это и есть наш водопад?" "Да нет, вряд ли, водопад должен быть в русле". И действительно, в 1,8 км. от дороги мы увидели красивый водопад с большой ванной-озером под ним на реке Майкопской (Майкоп). По руслу до него мы шли 52 мин., а назад вернулись по тропе за 27 мин. и расстояние оказалось всего 1,5км. (по навигатору). Так что по руслу идти к водопаду не рекомендуем. Тропа маркированная, а на дереве перед водопадом есть указатель вниз, где нужно свернуть с основной тропы.

Следующей остановкой после водопада у нас были базы отдыха (дачные участки) возле Тульских порогов на реке Белой. Место примечательное. Кроме порогов, эффектно смотрятся обрывы реки Белой, образуя в этом месте своеобразный каньон.

Дорога по правому берегу Белой закончилась тупиком сразу за последними домами. Дальше пешком. Уже упомянутая старая дорога идет в этом месте высоко над рекой. Нам на нее и предстояло подняться. Тропы не было. Траверсом вправо вышли на высокий обрыв и пошли по его кромке. Особо интересных видов с этого обрыва не было. Поднялись на старую дорогу, по ней свернули вправо. Перед балкой Семиколенной (Чхафизепс) дорога серпантинами спустилась снова до уровня реки Белой. На поляне перед Семиколенной, где и произошел знаменитый бой, по некоторым сведениям находилось старое кладбище. На каменных надгробиях можно было различить арабскую вязь. Но мы ничего такого не нашли. Да и времени для поисков у нас не было.

Перейдя вброд грязную речку в балке Семиколенной, дорога стала подниматься вверх на водораздел балок Семиколенной и Волчьей. Нашей целью был перевал Волчьи Ворота, обозначенный на картах. Что-то интересное на этом перевале мы не обнаружили, но по пути было несколько симпатичных панорамных видов на горы Кавказского заповедника, Тхач и Лагонаки.

На обратном пути решили пройти по руслу Семиколенной. А вдруг там окажутся водопады. Но ничего, кроме грязной воды, мягких песчаных обрывов и завалов мы не обнаружили. Пришли к выводу, что смотреть в Семиколенной нечего и к машинам вернулись по знакомой дороге.

Еще одну остановку уже на обратном пути сделали напротив впадения в Белую реки Шунтук. На карте ОСМ в месте впадения был обозначен водопад. Но никакого водопада там нет и в помине.