Через горы к морю. Поход 21 - 23 февраля 2016 г. День 1

Оригинал взят у asvetka в Через горы к морю. Поход 21 - 23 февраля 2016 г. День 1.
Далее 2 3

Близились февральские праздники и мы с Васей озадачились, куда бы отправиться в поход. Подумали-подумали, да и решили: через горы к морю пойдём! Только не знаменитым 30-тым маршрутом, который является наиболее стойкой ассоциацией к "через горы к морю", а немного нетрадиционно...

В отличие от "тридцатки" наши "горы" будут не столь высокими. Расположены они между трассой М-4 в районе Михайловского перевала и морем. К морю мы выйдем по Тёмной щели. А в Тёмную щель мы придём по гребням хребтов, где нет дорог и троп. Заманчиво? Вот и я думаю - достойная авантюра:) На участие в ней могут "клюнуть" и другие товарищи. И я кинула письмецо нашему краснодарскому другу Олегу, а для земляков разместила объявление...

Предчувствия нас не обманули. И Олег откликнулся, и объявление сработало, добавив нам трёх участников. Правда, с Олегом вышло недоразумение - то ли он невнимательно прочёл моё письмо, где были чётко указаны даты похода, то ли позабыл, что 20 февраля - рабочая суббота... Как бы там ни было, но вечером в пятницу(!!!), 19 февраля, я была разбужена звонком, и Олег радостно мне сообщил, что купил билеты и идёт на посадку в автобус. Ещё и интересуется - а мы уже выехали? Стоп! Мы же завтра выезжаем! Пришлось Олегу сдавать купленные билеты и топать домой, чтобы назавтра повторить попытку.

Но на этом приколы, связанные со стыковкой нашей группы и Олега, не закончились:) 20 февраля вечером он благополучно выехал из Краснодара и ближе к полуночи был в назначенном месте. Этим назначенным местом был собственно перевал Михайловский. Не посёлок с таким названием, а именно перевальная точка трассы М-4, где установлен памятник. Олегу оставалось только переночевать где-то в том районе и дождаться нас. Расчётное время нашего прибытия было 9-00 - 9-30, но прямо на вокзале нам подвернулся таксист, который доставил нас в Михайловскому перевалу к 8-15 утра, сэкономив нам порядка часа времени.

На подъезде к перевалу я позвонила Олегу, чтобы понять, где его там искать. И обалдела от его ответа: "Тут кафе "Наташа", а за ним сразу дорога в гору в ур. Ширман, я где-то там вас жду". Ы-ы-ы... но ведь "Наташа" внизу, за перевалом! А прямо на домике возле перевальной вышки связи мы видим указатель "Наташа -> 2 км"... Блин! Вниз с перевала 2 км мы точно не пойдём, нам туда не надо. Даю Олегу команду выходить на трассу и идти на перевал. А сами мы идём искать грунтовку, по которой будем подниматься на г. Михайловка. Чуть от трассы отойдём и будет дожидаться Олега. Но тут от него снова звонок - "Это на вас там собаки лают?" Да, на нас лают собаки, охраняющие вышку связи на перевале. Если Олег слышит собак, то он где-то близко? Более подробно расспросив его, понимаю, что он и никогда не был у настоящего кафе "Наташа", а увидев в темноте указатель "Наташа -> 2 км" (вернее, разглядев лишь первое слово), принял домик возле вышки связи за кафе:) Т.е. он высадился из автобуса в совершенно правильной точке, пошёл вверх по нужной нам дороге, где-то на подъёме заночевал, но сумел нас запутать относительно своего местоположения:)

Облегчённо выдохнув, мы потопали вверх по дороге, ожидая вскоре увидеть Олега. Но идущий впереди Коля внезапно сказал, что видит какую-то группу. Какую ещё группу? Олег там должен быть, а не группа. Но я подхожу ближе и тоже замечаю, что Олег-то там есть, но он не один. Сюрприз!!! С нами ещё и Оля! Примерно в 8-40 мы воссоединились и нас стало семеро.

Ах, да... по пути к перевалу мы созванивались с Олегом и он предупредил нас, что там идёт снег. В Новороссийске ещё никакого намёка на осадки не было, а вот на выезде из Геленджика начал накрапывать дождик, и перевал Михайловский встретил нас моросью и не очень комфортной температурой. Гора Михайловка вообще была в густой облачности, так что на какие-то виды с вершины можно было не рассчитывать.

Грунтовка, ведущая на Михайловку, не содержала никаких признаков недавнего использования. В нижней части местами дорога была завалена стволами, местами размыта. Чуть выше начинается серпантин, крутизна уменьшается и качество дороги становится весьма неплохим.

Вдоль дороги встречаются деревья краснокнижного тиса ягодного.

Многие деревья увиты вечнозелёным плющом, при виде яркой зелени настроение, подпорченное хмурой погодой, потихоньку улучшается:)

Достигнув высоты 650 метров, оказываемся в зоне низкой облачности. Оставшиеся примерно 140 метров до вершины Михайловки нам предстоит быть "ёжиками в тумане".

В 10-50 выходим из леса на предвершинные луга. Деревья украшены изморосью, со стороны моря дует ветер, срывается снег. Короче, вокруг такая красота - "не видать ни черта":) Да и прохладно как-то. Я, Вася и Олег до сих пор шли без верхней одежды, но похоже, придётся нам одеться. Зима всё-таки:)

На лугах дорога вырождается в тропинку, по обе стороны которой пробивается молодая терновая поросль, обледеневшая на ветру.

Вот и вершина Михайловка. GPS показывает 786 м. Это высшая точка нашего маршрута. Но мы не будем есть "вершинных" шоколадок, очень уж тут зябко и хочется поскорее уйти вниз.

По-быстрому фотографируемся на вершине и в 11-00 начинаем спуск.

При подготовке к походу я использовала фото и описание краснодарских знакомых, и знала, что тропа на спуске с Михайловки теряется. Но войдя в зону леса, мы сразу же обнаружили нечто, похожее на заросшую лесную дорогу. Однако, пройдя по ней несколько метров, поняли, что это не то, что нам надо. Эта дорога вела нас обратно, огибая низом луга Михайловки. Вернулись к границе леса, там я вроде бы приметила едва заметную гребневую тропинку. Пошли по ней, GPS одобрил направление.

А тропинка - бац! и растворилась в зарослях ежевики и травы. Олег и Вася предпочли держаться гребня, запутываясь ногами в ежевичных плетях, я же предложила немного вернуться, чтобы обойти заросли ежевики низом. Вроде я звериную тропку там видела, да и Коля тоже обратил внимание, что ниже в траве виднеется что-то похожее на тропу. Коля, Дима и Илья вырулили на траву ниже ежевики, за ними остальные, кроме Олега, который уже пробурился далеко вперёд по гребню. И хотя назвать то, что было у нас под ногами, тропой можно было весьма условно, идти стало легче.

Что удивительно - GPS показал, что мы уже пересекли тропу по перемычке в сторону горы Сенокосной. Как так? Надо внимательнее осмотреться. Ориентирование затруднялось туманом, но пока группа подтягивалась, кто-то увидел красную метку на дереве ниже по склону. Честно говоря, я ожидала увидеть перемычку более чётко выраженной. Но маркировка тут неспроста.

В 11-25 начинаем спуск по размягчённому чернозёму, слегка присыпанному дубовыми листьями. Какое счастье, что накануне не было ливней:)

Сбросив в общей сложности метров 100, в 11-45 мы выходим на действительно узкую луговую перемычку, усыпанную цветущими крокусами.

Здесь солнце впервые делает попытку рассеять облачность и пробиться к земле. Становится ощутимо теплее. Ветер стихает. А не устроить ли нам перекус в этом чудесном местечке? И мы приваливаемся на полчаса.

Не могу удержаться от фотографирования крокусов в капельках росы.

Чудо! Впервые за сегодняшний день сквозь облака проглядывает синее небо! Но лишь на несколько мгновений. Затем горы опять заволакивает.

Приходится довольствоваться жалкими обрывками видов.

Тропинка, дойдя до обрыва, делает крюк влево вниз в обход скал.

Затем следует незначительный подъём по каменисто-травянистому гребешку, водоразделу Поповской щели и Грекуловки. Наверное, по обе стороны от гребня интересные ущелья, но мы этого не видим:)

Снова входим в лес, окутанный туманом. Начинается плавный набор высоты к вершине г. Сенокосной. Тропа весьма цветасто маркирована - ленточками красного, оранжевого, жёлтого и синего цвета.

От места перекуса мы идём около 50 минут, и в 13-10 приваливаемся на 15-минутный отдых, немного не доходя вершины Сенокосной. Приваливаемся не от усталости, а потому что потеряли маркировку. Вокруг какие-то заросли, завалы, куда идти сразу и не сообразишь. Олег, глядя на карту ГШ, с удивлением обнаруживает, что мы как-то "неожиданно высоко" - Сенокосной картографы "прибавили" 1000 метров, дописав у отметки высоты единичку спереди и теперь это высшая точка района - 1691 м:)

Отойдя от места привала в сторону метров на 20, я снова нахожу маркировку и мы продолжаем путь, не заходя на вершину Сенокосной. Метки уводят нас вниз на широкий гребень. Под ногами - ковёр из прошлогодней дубовой листвы, тропы не видно вообще. Метки здесь очень кстати, они грамотно ведут нас сквозь частокол стволов.

На одном из дубовых стволов обнаруживаю интересное по форме дупло-писсуар:)

В районе отметки 530 м начинается "зелёный лес" - дубы густо обвиты плющом. Красота! Тропа теоретически угадывается по расстоянию между деревьями. И хотя есть опасность, что метки неожиданно уведут нас в щель Талошную, куда от 530 м ответвляется дорога, этого не происходит. Разноцветные метки по-прежнему ведут нас в сторону Поповской щели.

Крутизна гребня возрастает, и нам предстоит резко сбросить 400 метров по этому крутяку. Сбрасываем первые 150 метров - и ноги отказываются идти. Привал! 15 минут валяемся на склоне. Отдохнули? Идём дальше.

В 14-27 снова рюкзаки на плечи и айда спускаться:) Дубовый лес сменился грабовым с примесью древовидных можжевельников, а в качестве подлеска появились заросли иглицы и колючая лиана сассапариль. Без тропы по такому лесу ходить нежелательно. Но тропа как раз-таки была, вот только следовать ей было сложно, всё-таки очень круто и земля влажная.

Медленно и осторожно, но мы всё-таки преодолели крутой спуск, и когда тропа пересекла ручеёк, приток Поповской щели, плюхнулись на горизонтальной поляночке. Напились воды из ручейка, дали отдых ногам.

В нескольких метрах ниже нас шумел ручей Поповской щели. Времени - около 15 часов, до запланированной стоянки уже совсем близко, примерно полкилометра.

Местом стоянки я выбрала рощу итальянской сосны - пинии, выращенную одним из жителей Джанхота, Дмитрием Петровичем Ждановым. Причём выращенную из семян от одного из старых деревьев, растущих в Крыму в Никитском ботаническом саду. Вот такая история у места, куда мы направляемся. Так пойдёмте же туда скорее и своими глазами увидим эту чудесную рощу!

Но путь к сосновой роще нам преграждает брод через ручей Поповской щели.

Однако, никаких сложностей он не представляет. Присмотритесь - два ствола стянуты зелёной веревкой - это чтобы можно было повиснуть на тонком стволе и перемахнуть брод, а верёвка не даст стволу прогнуться под вашей тяжестью слишком низко.

За бродом начинается дорога, хотя, на первый взгляд это каменистое сухое русло, а никакая не дорога. По обе стороны дороги - заросли кустов и колючих лиан, просто "шаг влево, шаг вправо - трындец" какой-то. Да и по прибрежным камням не пройдешь из-за тех же зарослей, нависающих над водой.

Снова брод. Кто-то предпринимает попытку обойти по берегу, но там непролазно. Мне броды по барабану - у меня надёжные ботинки и фонари, у Оли на ногах сапоги, а остальные перебираются кто во что горазд. Кто-то перепрыгивает, кто-то одевает бахилы, кто-то переобувается. А за поворотом русла нас уже поджидает следующий брод, и вся кутерьма повторяется сначала:)

Не успели отойти от третьего брода, а перед нами четвёртый. И мы понимаем, что обязательно будет и пятый, ведь сосновая роща на правом берегу. Четвёртый брод никому из нас не понравился насыщенным изумрудным цветом омута, явно превышающего по глубине допустимые для нас значения:) Кто-то заметил тропинку в обход его по прибрежным кушерям. Ломанулись по этой тропинке, и тут же оказались в цепких объятиях сассапарили. В качестве "платы за проход" пришлось пожертвовать накидкой с рюкзака Ильи:) Остальные отделались царапинами, высвобождая друг друга из плена колючих ветвей, и не без помощи бранных слов продрались-таки сквозь заросли "на волю".

В 15-20 мы стояли на окраине сосновой рощи. Думаю, что не ошибусь, если скажу, что таких сосен ранее никто из нас не видел. Они так не похожи на те, что растут в наших краях, и на те, что мы привыкли видеть в горах. А запах...

Одно только смущало - почему у пиний столько рыжей хвои? Может быть, следы пожара? Но мы не видим никаких признаков пожара на стволах и вокруг них. Вымерзли? Воды не хватает? Болезнь какая-то? Неизвестно...

Мы принялись искать места для палаток, и нашли его на западной окраине рощи.

Долго выбирали, какое место ровнее, красивее, но наконец, определились. Поставили палатки, выбрали место для костра, принесли дров.

После небольшого перекуса мы с Васей прогулялись вперёд по маршруту до очередного брода.

Неподалёку обнаружили окультуренный родничок - с кружечками, висящими на ветвях.

Ну, и конечно же, я нафотографировала цветочков - примул, анемонов и весьма неожиданно для февраля - фиалок.

Тем временем с неба начала срываться мелкая морось, и группа расположилась у костра.

Я решила воспользоваться остатком светлого времени и пошла исследовать окрестности. Меня привлекла светлокаменная осыпь, куда вела тропинка, и я решила с её высоты осмотреть район. Я пробралась сквозь заросли граба с редким подлеском иглицы и оказалась на открытом пространстве.

Внизу дымился наш костёр, а вдали в конце долины виднелся домик. Цивилизация рядом...

На осыпи растут редкие кусты туи, можжевельников и держи-дерева. При виде держи-дерева меня стали одолевать нехорошие мысли насчёт нашего завтрашнего маршрута - а вдруг на спуске в Тёмную щель нас ждут его непроходимые заросли? Может быть, не стоит туда и соваться?

Но, как говорится, утро вечера мудренее, и поспешила отогреваться у костра.

Стемнело. Морось и не думала прекращаться. Капли, попадающие на разгорячённые камни, которыми было огорожено кострище, начали провоцировать растрескивание камней. Под "артобстрелом" мы оттащили камни подальше от огня и продолжили свои посиделки с чаепитием и игрой в "контакт". Засиделись у костра почти до 22 часов. Дождь усилился, поэтому решено было идти спать.

За этот день мы протопали 9,4 км; набрали около 540 м, а сбросили в общей сложности 700 м. Ночуем на высоте 87 метров.

Завтра было предложено стартовать в 8 часов, я обещала всех будить часов в 6. И все разбрелись по палаткам, чтобы полноценно отдохнуть после первого ходового дня.