Абхазия и сны. Новый 2013 год.

Оригинал взят у hippy_old в Абхазия и сны. Новый 2013 год.

Кажется, что последние годы я словно несусь на экспрессе. За окном мелькают полустанки, поля и рощицы. Привычный быт пелевинской Жёлтой Стрелы. Конечно, так было всегда, с рождения, но теперь я вдруг понял, что поезд идёт не по рельсам. Поезд летит сквозь пространство и время тех миров, которые я вижу вокруг как собственный сон. И всё чаще и чаще я вдруг замечаю, что за окном поезда вовсе не безликий однообразный пейзаж. Каждое мгновенье - как сложившаяся волшебным образом мозаика чувств и ощущений.

Много раз за этот поход по Абхазии я вдруг осознавал себя в совершенно непредставимых ранее местах и обстоятельствах. Но, обо всём по порядку.

Велопоход клуба 3х9. Раньше я с ними не катался, но по основательности сборов понял сразу: туристы опытные. Получилось взять билет рядом, так что едем вместе. Команда дружная, с гитарой, всё делают вместе, отрада душе: старая советская школа туризма :о)

Выгружаемся в Адлере, погода прекрасная: солнце. Заезжаем в местный океанариум, вполне симпатичный, и быстренько докручиваем до Абхазской границы.

Паспортный контроль прошли без проблем, и тут случилась накладка. Группа разделилась на две: на туристов с MTB-великами и на шустрых шоссеров, и я случайно с шоссейниками уехал, так что скорость пришлось держать довольно приличную, зато раскатался волшебно.

Дорога с неплохим асфальтом идёт вдоль моря, то ныряя к берегу, то взбираясь в горку. Справа - лазурная гладь, слева - лесистые горы, над головой солнце, и воздух на скорость за тридцать переполняет грудь. То ли попытка угнаться за шоссерами, то ли и вправду воздух такой, но к привалу чувствую, что “продышался” насквозь, будто ни капли городского смога во мне больше не осталось.

После привала вернулся в свою группу MTB-шников и вместе мы докатываем до ночёвки в Алахадзе. Не без приключений конечно: были грунты, пешка по пляжу на закате, прокол колеса и сломанный петух.

Мандарины буквально валяются под ногами!

Ночуем в частном доме. Кормят как надо. Еда простая, местная домашняя кухня, но она вообще не кончается на столе :о) Как только блюдо начинает пустеть, хозяйка ставит новое и так раз за разом. Ну и конечно на столе домашнее вино и чача.

Вечер новогодний и ближе к полуночи мы отправляемся на пляж. Берег пуст, но по всему побережью канонада салютов и фейерверков. Местная экзотика: в качестве фейерверка очереди в воздух трассирующими из калашей.

В качестве курантов у нас синхронизированные по спутнику часы GPS-а, так что шампанское стреляет ровно в полночь, а наши новогодние украшения - полная луна, звёзды и шелест волн.

***

Первого числа у нас раскатка: едем смотреть храм и кушать форель.

Охота на хурму

Церковь X века, не действует, там концертный зал с органом, но архитектура и фрески интересные, и вообще место симпатичное.

Кто-то познал здесь природу Бога

Форель мы должны были есть в хозяйстве где её выращивают, но в этот раз не доехали, а поели просто в придорожной корчме. Однако, там она тоже очень вкусная.

Возвращаемся в темноте: это станет традицией и в другие дни. Снова обильный ужин с бесконечными мандаринами, они здесь повсюду и почти ничего не стоят. Сладкие, вкусные, сочные и без косточек. В Москву их не возят, быстро портятся.

***

Новый день, теперь уже серьёзный выезд к озеру Рица и Гегскому водопаду. За день будет 120 км дорог и около 1500 метров набора высоты, стартуем затемно.

Подъём на Рицу. Живописное глубокое ущелье, ручьи и водопады, дорога то вверх то вниз, но в целом идёт плавный набор высоты, который на последнем десятке километров превращается в крутой серпантин.

С погодой нам очень повезло. Там вполне мог лежать снег, но асфальт почти сухой, хотя в тех местах где высокие стены ущелья закрывают солнце на деревьях лежит иней и пахнет зимой.

Рица слишком шумная и людная, здесь только обедаем и катим вниз, до половины дороги, чтобы оттуда радиально съездить к Гегскому водопаду.

К водопаду сложный подъём по каменистым грунтам, по заиндевевшему лесу в объезд замёрзших луж. Зато на водопаде почти нет туристов, место красивое. Здесь снимали Шерлока Холмса кстати. Домой снова катим в темноте.

***

День следующий. Сегодня мы должны перебраться в Сухум. По пути заезжаем в форелевое хозяйство.

Само по себе оно довольно интересное, расположено в верховьях живописнейшей карстовой реки.

Мы поднимаемся до самого верха ущелья и у истока встречаем спелеодайверов, которые туда ныряют. Там вроде бы сифон 45-метровой глубины, а дальше не пройденная до конца система пещер.

Перед отъездом поели оранжевой форели. Вкуснейшая.

Путь к Сухуму - сперва горными грунтовками, опять набор и сброс высоты через сёла с заездом к древнему храму. Перед самым городом перевал. Опять за день около сотни и почти тысяча набора. Останавливаемся в небольшой семейной гостинице.

***

Теперь у нас день отдыха. Налегке без велосипедов мы едем в Новый Афон. Гуляем по ущелью к пещере, где по преданию последние годы жизни провёл апостол Симон. Не знаю, жил ли там действительно апостол, но место хорошее, намоленное. Странно встретить такое в насквозь туристическом Новом Афоне.

Дорога к пещере лежит мимо удивительной железнодорожной станции.

Она расположена в маленьком закрытом ущелье. Поезд выходит к перрону из одного тоннеля и сразу же ныряет в следующий.

Старый заброшенный станционный павильон чудесной архитектуры парит над запрудой горной речки.

Странное и завораживающее место.

В монастыре - удивительная роспись храма, больше вроде ничего интересного.

Новоафонская пещера впечатляет, но всё же туристическая пещера - совсем не то что “дикая”, совсем нет того чувства что было в Воронцовской системе 5 лет назад где мы карабкались по отвесным стенам и ползали по глине.

***

На следующий день у нас снова серёзная задача: доехать до озера Амткел и вернуться. Опять около 100 километров и очередная тысяча набора, но на этот раз по грунтам, и в прошлом году группа не доехала. Мы стартуем перед рассветом. Несёмся по пустым аллеям Сухума, по ровному шоссе, по просёлку, начинаем набор высоты.

Интересные грунты, чудесный водопад по дороге.

До озера остаются считанные километры вниз по ущелью и мы удивляемся: что же остановило прошлую группу? Вскоре горы дают ответ. Совершенно неожиданно привычный каменистый грунт превращается в густую липкую грязь, которая немедленно наматывается на колёса жирными пластами. Дальше невозможно не то что ехать, даже вести велосипеды рядом нельзя, колёса просто не крутятся. Мы счищаем с колёс часть грязи, взваливаем велы на спины (вот тут я чувствую вес своей хроммолибденовой рамы) и так, увязая в грязи, прёмся последние несколько километров.

Озеро совсем дикое, сюда не добираются автобусные туристы, и здесь ничего нет кроме суровой красоты близкой не каждому.

Паустовский так писал об этом озере:

"На камнях, несмотря на космически холодную воду, было жарко — на озере всегда стояло безветрие. Хрустальность (а может быть, вернее — кристальность) отражений в его воде была настолько совершенной, что отличить отражение берегов и гор от настоящих берегов и гор было невозможно.

Как бы два Кавказа существовали вокруг. Один вздымался к высокому небу, а другой уходил в сияющую бездну под нашими ногами. По дну этой бездны медленно передвигались, как и по небу, одинаковые перистые облака.

Когда я забрасывал в озеро леску с грузилом, то каждый раз разбивал идеальную слитность этого мира.

Время от времени брала сильная, как напряженный мускул, форель-пеструха. Или лобан стремительно уводил леску по прямой и, мотнув хвостом, обрывал ее, как паутину...

Во время закатов у подножия Главного хребта я видел одно из самых величественных зрелищ на земле — разлив такого цветового блеска, что, казалось, на этой высоте над уровнем моря у наших глаз появляется дополнительное свойство: видеть гораздо больше красок, чем в глубине долин, в степях и на морских побережьях..."

Зимой и в пасмурную погоду мы увидели озеро иначе конечно.

Уходить тем-же путём мы не хотим... опять эта грязь? Нет, мы решаем искать тропу, которая по описанию должна вести вниз по другой стороне ущелья вдоль реки.

Тропу нашли легко, видно её неплохо и первое время она довольно удобна, бежит по палым листьям среди леса с небольшим уклоном. Однако, вскоре начинает виться по крутым скалам. Непрекращающаяся морось делает мшистые камни скользкими, сгущаются сумерки.

Путь невероятной красоты. Тропа проходит под огромными нависающими валунами, сквозь негустой подлесок на ровных местах и снова обрывается крутыми скользкими ступенями ко дну ущелья, где вдалеке чуть слышно шумит вода. И уже в полной темноте мы несём на себе велосипеды, подсвечивая путь фонариками на руле.

Наконец, тропа спускается к воде, чуть было не теряется на каменистых перекатах, но всё же ведёт нас по дну ущелья прямо вдоль русла. Делаем привал в гроте где легко умещаемся всемером, делим последний сникерс и вскоре, наконец, находим автомобильную колею.

Ехать по ней под дождём в полной темноте сложно: много больших скользких камней, кроме того, дорога четыре или пять раз пересекает ручей, который становится всё полноводнее и полноводнее. Январские горные броды. Но всё когда-то заканчивается и мы, наконец, выбираемся на грейдер, а затем и на асфальт. Неплохо покатались: ночная пешка под дождём по незнакомой горной тропе - в самый раз для велопохода 1-й категории сложности :о)

Возвращаемся в Сухум ближе к полуночи, насквозь мокрые, замёрзшие и голодные. Но каким-то чудом довольные и радостные. Амткел мы взяли.

***

Крайний ходовой день в Абхазии - день отдыха. Мы едем в Каманы, к святым местам, где помимо прочего хранится голова Иоанна Крестителя (одна из них). Там же рядом прекрасный карстовый святой источник с очень хорошей водой.

Вечером, уже в темноте на машине выбираемся на горячие ванны. Недалеко от города есть геотермальный источник. Вода падает мощными струями с семиметровой скалы и образует каскад бассейнов разной температуры. Полтора часа мы наслаждаемся гидромассажем под горячими струями, смываем с себя пыль и пот всех этих дорожных дней.

…на источниках ни зги не видно. В клубах пара и тусклом свете фонаря слышны голоса новых друзей...

...на озере Амткел в тишине грота обдумываем возможность холодной ночёвки...

…несёмся в предрассветной тишине по платановой аллее в пригороде Сухума...

…у лагеря спелеодайверов среди замшелых валунов в солнечных струях парят былинки и одинокая бабочка...

…медленное дыхание зимнего моря...

Это взгляды наружу из окна проносящейся экспрессом жизни... Мне кажется, что эти мгновенья и составляют субъективное время человека. Каждое их них - целая жизнь. Тот, для кого каждое мгновение становится таким - живёт вечно.

P.S. Несколько фотографий Сухума:

Ну и эти и другие фотографии в высоком разрешении у меня в фейсбуке.