Постакиева щель (19-20.03.2016)

Маршрут №14/2016 (19-20.03.2016): Эриванская - "верхняя тропа" - щель Раниева (Ракиева) - щель Постакиева - Эриванская (34,6 км., набор высоты 965м, сброс высоты 965м.)
Трек: http://caucasia.ru или http://www.gpsies.com

Данный маршрут преследовал 2 основные цели. Первая: разведать оптимальную "верхнюю тропу" от Эриванской до щели Крученной (и дальше до кордона в щели Шовкунева) без бродов через полноводный Абин,. Вторая: пройти 2 еще не пройденных нами левых притоков Абина с хребта Коцехур в щелях Постакиева и Шовкунева. Надежд на хорошие водопады в этих щелях не было, но эти 2 щели были "белыми пятнами" в нашем неофициальном проекте "Притоки Абина".

Решили идти с ночевкой. Погоду на субботу обещали дождливую. Поэтому в первый день запланировали только подход к интересующим нас щелям. Рано утром выезжать не было смысла. И тут нам подвернулась оказия - знакомый Виктор ехал к родителям в Абинск. Нас он и подвез до "Свелогорского поворота". В Эриванской мы оказались в 13:40. Было пасмурно, временами срывался небольшой дождь. Пошли по известной нам дорожке. Она начинается от музея "Казачье подворье" и мимо небольшого пруда поднимается на пологий, невысокий хребет, водораздел щелей Эриванской и Дурной. Это так называемая "верхняя тропа". Она нам очень нравится. И главное, идет в обход глубоких бродов через Абин. Через 6,3 км. гребневая дорога выходит к газотрассе (от Эриванской до газотрассы мы дошли за 1:40 с 10-ти минутным перекусом). А вот дальше варианты. Если свернуть вправо и продолжить путь по газотрассе, то справа по-прежнему будет щель Эриванская, а слева щель Каменщикова, а потом Раниева (Ракиева на совр. картах). По Раниева вниз на генштабе показана дорога до Абина. Ее то мы и хотели проверить. Нашли волок, который круто стал спускаться от газотрассы в долину Раниева, но в щели все дороги исчезли. Все ущелье Раниева после многочисленных паводков приняло первозданный вид с завалами, обвалами и т.д. В общем, путь по этой щели нельзя считать оптимальным. Хотя в нижней части появилась старая дорога, которая вывела к широкой пойме на левом берегу Абина. Здесь мы и устроили наш лагерь ближе к более чистой реке в щели Беляева - вода в Раниева была грязной. Натянули тент над палаткой и даже над костром. Поэтому начавшийся дождик не помешал нам сделать шашлык, посидеть у костра и нормально переночевать.

Утром весь наш лагерь оказался припорошен свежевыпавшим снегом. Но к обеду все растаяло. Спрятали рюкзаки недалеко от места ночевки, и пошли в радиалку налегке.

Сначала нашли очень удобную дорогу по водоразделу щелей Беляева и Крученой. Увидели знакомое "дольменное городище" слева от дороги, но дольмены в этот раз посещать не стали - были уже не раз. На развилке ушли влево-вниз и после брода через Крученую вышли к "Зеленому" домику. Прямо от него стали подниматься по старому заросшему волоку на водораздел щели Постакиева. На обратном пути нашли более удобный волок, который начинается в 50-ти метрах выше "Зеленого домика". Вышли на гребень, по нему прошли до небольшой вершины. Отсюда спустились в щель Постакиева по старому заброшенному волоку. В щели Постакиева обнаружили ездовую дорогу со свежими следами от внедорожника или квадрацикла (идет от кордона). Дорога эта оказалась очень кстати, сэкономила нам много времени. Она чуть-чуть не дошла до слияния двух основных истоков щели Постакиева. Мы вообще-то планировали пройти по одному притоку - орографически правому. Но левый оказался более полноводным. Быстро переиграли наши планы, и пошли вправо, по орографически левому рукаву щели Постакиева. Все встреченные в этой щели водопады точнее было бы назвать водоскатами или порогами. "Порогов-водоскатов" было много, но они нас не очень впечатлили. Дошли до самых истоков этого рукава (выше щель была сухая) и полезли влево-вверх на водораздел с правым рукавом. Не доходя до осевой линии хребта Коцехур, свернули по дороге влево в сторону охотничьего домика. Проверили колодец, в котором оказалась грязнющая вода, и начали спускаться в истоки правого рукава щели Постакиева. Этот рукав (или приток) оказался труднее в прохождении, но и интересней. Наконец увидели что-то похожее на водопады. Особенно понравился водопад, подписанный на нашей карте как "основной". Не доходя до слияния двух рукавов щели Постакиева, ушли вправо на водораздел со щелью Шовкунева. Здесь оказалась старая гребневая дорога, которая нам очень понравилась. Симпатичная, без резких подъемов-спусков и в меру заваленная. Уже в конце, когда эта дорожка стала резко заворачивать вправо, в сторону кордона на Шовкунева, мы ее покинули, спустились в щель Постакиева, и поднялись на водораздел в Крученной просто по гребню, без тропы и дороги. Дальше вернулись к рюкзакам уже знакомым путем.

На обратной дороге в Эриванскую пытались найти более удобный путь от щели Раниева к газотрассе, но в этот раз оптимального маршрута так и не нашли.

В Эриванскую пришли в 17:30, а рейсовый автобус отправляется в 19:00. Но за полтора часа мы так и не смогли поймать попутку. Деревня словно вымерла, никто не хотел ехать в Абинск. Пришлось ехать на рейсовом автобусе. Из Абинска, в такое позднее время, нам посоветовали уезжать на новороссийской электричке. Ну что же, надо же было хоть раз побывать на Абинском ж/д вокзале. Эта наша мечта сбылась. Единственное, домой вернулись очень поздно.