Водопады на реке Армянке

Маршрут №13/2016 (12.03.2016): приют "Партизанская Поляна" (Лагонаки) - р.Армянка (водопады) - приют "Партизанская Поляна" (17,2 км., набор высоты 750м., сброс высоты 750м)
Трек: http://caucasia.ru или http://www.gpsies.com

На очередной маршрут Рому вдохновил фотоотчет Юры (Панда) по водопадам реки Армянка. А почему бы и нет! Только Юра ходил в июле и сетовал на обилие воды (сапоги заливало, и лучше было бы идти в кроссовках в сеточку). А мы собрались в марте! Отчаянные, что тут скажешь...

Из Краснодара традиционно отправились в 6:30 утра вчетвером. Еще трое участников присоединились к нам в Гузерипле. От Гузерипля двумя машинами поднялись к приюту "Партизанская Поляна" - другой удобной стоянки на дороге не нашли. К тому же мы собирались пройти "большое кольцо" и через Яворову поляну вернуться к Партизанской с другой стороны. А пока пошли назад по асфальтовой дороге до развилки в сторону хребта Скаженный. После асфальта сразу залезли в грязь - дорога вся разбита лесовозами. И только перед спуском в реку Армянка дорога стала "чистая". Все действующие лесовозные волоки ушли в стороны. А наша дорожка, сделав широкий серпантин, спустилась к частной базе отдыха или охотничьему домику, как его называет Юра в своем отчете. На воротах базы отдыха угрожающая надпись: "Стой! Частная территория. Охраняется государством!" Забавно. Причем обойти базу без проблем не получится. Делать нечего, идем через "территорию". На базе никого, кроме кур и петуха. Всех впечатлил туалет - белый унитаз, стоящий над обрывом. Причем сам туалет открыт с трех сторон, наверное, для проветривания...

Кстати, на карте ОСМ этот домик подписан как "бывший приют Тепляк". Может оно и так, но места для размещения большого количества туристов там нет. Возможно, приют располагался ниже, при слиянии Армянки и Мутного Тепляка. Как-то на форуме кубань.ру обсуждали трагический случай с туристами 30-го маршрута в 1975 году и в частности местоположение приюта. Напомним, группа плановых туристов 9-го сентября 1975 года вышла с приюта Тепляк, на луговых склонах горы Гузерипль попала в снежный заряд с резким понижением температуры воздуха, запаниковала, разбрелась по склонам и потеряла половину своего состава: "из 53 человек 21 погиб".

Из воспоминаний Бормотова И.В. можно узнать подробности той трагедии: http://www.svast
our.ru/kavkaz/1975.htm
По материалам событий 1975 года в Литературной газете появилась статья «Смерч» Аркадия Ваксберга.
А Вадим Михайлов и Альбина Шульгина в 1981 году сняли на «Ленфильме» фильм «Штормовое предупреждение», правда в кино, чтобы не травмировать психику зрителя, погибла лишь одна девушка.

Так или иначе, нам хотелось частично реконструировать путь туристов 30-го маршрута в 1975 году. Где-то здесь и проходил этот маршрут. Еще одна загадка. По воспоминаниям туристов, прошедших по 30-му маршруту, в августе 1975 года не было такого приюта Тепляк. А был приют Армянский, и он был достаточно высоко на Армянке, ближе к Яворовой поляне:
Или туристы или Бормотов что-то путают. В память об этой трагедии даже хотели установить памятник на Яворовой поляне (установили или нет, нам не известно): https://www.yout
ube.com/watch?v=iu_zsl2pap4

Вернемся к маршруту. Нормальная дорога на базе отдыха закончилась. Пройдя немного вперед, увидели веревку на крутом склоне. Похоже, внизу есть какой-то водопад, и отдыхающие с помощью веревки к нему спускаются. Действительно, небольшой по высоте водопад и большая ванна в русле Армянки есть. Нас впечатлило больше количество воды в Армянке, а не сам водопад. Как же мы будем продвигаться по руслу, ведь со слов Юры надо постоянно переходить с берега на берег. Сразу стало ясно, наши "40-сантиметровые сапоги" нас не спасут. А кое-кто из наших вообще пошел в "берцах".

При впадении в Армянку крупного правого притока, нам предстоял первый брод через Армянку. Хорошо, что в этом месте оказалось громадное дерево, по которому перебрались на противоположный берег. Переправившись, неожиданно увидели дорогу-волок, которая серпантинами стала подниматься на водораздел Армянки и ее правого притока. Практически нет сомнений, что именно этим путем шли туристы 30-го маршрута. Вначале и мы пошли по этой дороге. Но она стала уходить далеко от цели нашего похода - реки Армянка. Стали спускаться по крутому заросшему рододендроном склону в русло. Орографически правый берег, куда мы спустились, ощетинился непроходимыми скалами. Пришлось искать брод. С горем пополам переправились. Решили, что все - больше бродов нам не надо - идем левым берегом. Так мы прошли последовательно 3 мощных водопада. И поняли, что дальше смысла идти нет. Не успеем засветло выбраться из дебрей Армянки. Полезли вправо в сторону асфальтовой дороги, надеясь, что чуть выше найдем какие-нибудь волоки. Первая часть пути от реки в сплошных зарослях рододендрона - это полная жесть. Но выше гребень стал "приличней", даже появилась какая-то тропка. А на выположенной части вообще появились волоки. Все - мы спасены. По волокам мы вышли на асфальтовую дорогу и вернулись к нашим машинам на приюте "Партизанская Поляна". На обратной дороге, уже в сумерках где-то в районе Хамышков, удалось насобирать черемши. Отличные жареные пирожки из черемши получаются.