Сочи: водопады, каньоны, пещеры, день 1

Маршрут №12/2016 (05-08.03.2016) Сочи: водопады, каньоны, пещеры...

День 1-й (05.03.2016): Адлер (ж/д) - вдп. Глубокий Яр (Пасть Дракона) - храм IX-X веков - с.Монастырь - вдп.Ивановский (р.Псахо) - джипинг - Сочи (Художественный музей, выставка) - Мацеста
Трек: http://caucasia.ru или http://www.gpsies.com

Первый маршрутный день нашего Сочинского вояжа начался на железнодорожном вокзале Адлера. Сюда мы прибыли рано утром в 6:30 на ночном уфимском поезде. Первоначально мы планировали от вокзала доехать до пос.Галицино, откуда начать пешую часть линейного маршрута до Пластунки. Но Паша и Лена внесли неожиданно приятные коррективы в наши планы. Они готовили выставку фотографий в Сочинском художественном музее и как раз 2 дня 5-6 марта у них были свободные. Договорились о совместных маршрутах на эти 2 дня. К тому же Паша был с машиной, что значительно упрощало подъезды ко всем запланированным достопримечательностям.

Итак, часов в 9 Паша с Леной заехали за нами в Адлере. Поехали по новой трассе на Красную Поляну. Наша цель - водопад в Глубоком Яру (Пасть Дракона). Основные опасения были связаны с возможностью припарковать машину рядом с Глубоким Яром - оставлять на обочине машину на трассе просто негде. Но как оказалось, чуть выше Глубокого Яра есть удобная стоянка на берегу Мзымты, напротив подвесного пешеходного мостика. Раньше в этом месте был и капитальный автомобильный мост через Мзымту, но сейчас его нет. От стоянки прошли под мостом автодороги, прошли вдоль забетонированной насыпи железной дороги и по ней прошли под железнодорожным мостом. Конечно, олимпийская стройка здесь все изменила до неузнаваемости. Но водопад остался на месте и это главное. Причем до олимпийской стройки посещение водопада было платное, но сейчас коммерсанты оставили этот объект.

От насыпи пришлось реку Глубокий Яр форсировать вброд. Мы были в сапогах, но наши попутчики сапоги на выставку не захватили. Поэтому испытывали некий дискомфорт на бродах. Дальше к водопаду шла старая местами разрушенная лестница высоко под скалами правого борта (орографически). Сам водопад Глубокий Яр (Пасть Дракона) конечно, впечатляет, особенно когда он полноводный. По некоторым данным его высота 41,5 метра. Но точно больше 30-ти метров. Причем основной поток воды в Глубоком Яру выбивается из подземной пещеры, а водопад вливается тонкой струей откуда-то сверху, с поверхностного стока реки. Удивительный объект. Единственное, что портит идиллическую картину, водозабор прямо от грота. Ржавые трубы идут куда-то в сторону бывшей базы отдыха Ах-Цу. На этом месте сейчас стоит электроподстанция и там же мы оставили машину.

Другой интересной достопримечательностью в Глубоком Яру был храм-крепость IX-X веков на отроге Дзыхринского хребта. К храму ведет крутая, местами опасная тропинка, особенно в дождливую погоду, как у нас. Но храм-крепость стоит посетить. Очень интересный запоминающийся объект. Причем недавно археологи его частично восстановили и законсервировали от дальнейшего разрушения.
Вернулись к машине. Перекусили. У нас еще есть время для посещения другой интересного объекта - Ивановского водопада. Вернулись по дороге вниз, в сторону Адлера километров 5 до моста через Мзымту, и уже по старой дороге подъехали к селению Монастырь (бывш.Красная Скала). На развилке указатель к Ивановскому водопаду. Дорога крутыми серпантинами стала подниматься на водораздел Мзымты и Псахо. Для кроссовера подъем не представляет сложностей, хотя местами и крутовато. До водопада не доехали километра 1,5. Дальше пошли пешком. Название водопада объясняется просто. До войны на пологом склоне над водопадом было село (хутор) Ивановка. Сейчас на месте села обозначена "пасека". Посещение водопада в сезон платное. Но мы в сезон такие объекты не посещаем. Водопад красив с большой глубокой ванной у подножья.

Вернулись к машине тем же путем. Казалось бы, можно было завершить наш маршрут на сегодня. Но не тут-то было. А поджиповать слабо? И мы решили по дороге, идущей по водоразделу Мзымты и Псахо доехать до Лесного, чтобы еще посетить женский монастырь. Проехав полпути, дальше ехать раздумали - слишком сложной стала дорога для нашего внедорожника и мы благоразумно вернулись на старое краснополянское шоссе по знакомой дороге.

Но на этом программа дня не закончилась. Мы еще посетили выставку фотографий в Сочи, поели блинчики в сочинском торгово-развлекательном центре "Моремолл" (не наша идея). И напоследок приехали в Мацесту на Курортный проспект 113, где расположено Сочинское отделение Русского Географического общества. Т.е. наши коллеги. Нам разрешили поставить палатку на своей территории на все 3 ночи. В нашем распоряжении были столики, веранда, отличный вид на море и питьевая вода. А что еще надо для счастья...