Сочи: водопады, каньоны, пещеры, день 3

День 3-й (07.03.2016): Мацеста - Красная Воля - каньон р.Кудепсты - "Сухой" каньон Псахо - "Мокрый" каньон Псахо - Лесное (Троице-Георгиевский женский монастырь) - Мацеста
Трек: http://caucasia.ru или http://www.gpsies.com

На 3-й день нашего "большого" похода по предгорьям Сочи Паша с Леной уехали. Но предложили нам нового попутчика - сочинца Диму. Мы были немного знакомы, но в совместных походах не участвовали. Мы знали Дмитрия как хорошего фотографа - несколько его работ были представлены на фотовыставке в Сочинском художественном музее. Но особенный интерес вызывали его панорамы (снятые в основном в горах заповедника), подписанные "в нашем стиле". Вот блог нашего сегодняшнего попутчика на Фансочи.ру.

К тому-же у Дмитрия очень кстати был автомобиль, поэтому и на 3-й день мы продолжили наше пеше-автомобильное путешествие. Целью сегодняшнего дня были каньоны Сочи в районе поселка Красная Воля. Здесь компактно расположились 3 каньона: Навалишинский на реке Бол.Хоста, Кудепстинский и Псахо. Причем в Псахо 2 каньона: "мокрый" в русле одноименной реки и "сухой" - тектонический разлом в скалах правого борта Псахо (расположен высоко над руслом). Верхняя часть Навалишенского каньона и совсем небольшой участок Псахо - коммерческие, с лесенками, кассами, кафешками. Но плата только в сезон, не в марте. Конечно нам хотелось посетить сразу все 3 каньона за один день, но на Навалишенский нам времени не хватило.

Решили начать с Кудепстинского каньона. По слухам он самый сложный для прохождения (не считая нижней части Навалишенского). Машину оставили на окраине Красной Воли на дороге, которая спускается к слиянию Псахо и Кудепсты. Накануне в Сочинском отделении РГО мы купили карту экологической тропы "Каньоны Сочи". В каньоне р.Кудепста на ней показана тропа (каньонинг!) в нижней части. Т.е. рекомендуется радиально дойти примерно до половины (чуть меньше) каньона и вернуться тем же путем назад. Значит в начале должна быть какая-то тропа. И действительно, от стоянки на орографически правом берегу Кудепсты вверх по ущелью шла маркировка. Хорошей тропы конечно не было. Видно, что здесь ходят не часто. Тропа (маркировка) то подходит вплотную к руслу, то поднимается высоко по склону в зарослях самшитника. Важное замечание - каньон Кудепсты проходится по орографически правому борту (т.е. слева по ходу вверх).

Маркированная тропа закончилась надписью на камне "Конец маршрута". И когда нас останавливали такие надписи!? Конечно же пошли дальше. Тем более ничего кардинально не изменилось - те же обходы узких прижимов реки высоко по склонам, те же заросли самшитника. Ну может стало идти немного сложней и опасней. Как назло у Дмитрия разболелось колено (старая травма), поэтому договорились, что мы вдвоем продолжаем идти дальше по каньону, а Дима выбирается простейшим путем к машине. Как появится связь - созвонимся.
Перед самым последним (верхним) прижимом появилась связь. Дима уже был на дороге выше каньона. Стены каньона в этом месте постепенно "сошли на нет". Стали выбираться на орографически левый берег. Вышли на дорогу вдоль ЛЭП, где и дождались Дмитрия. Дорога эта идет "по верхам" из Красной Воли в Галицино. По ней можно проехать только на внедорожнике или кроссовере. Дошли до развалин какого-то дома. На довоенной карте РККА в этом месте обозначен населенный пункт "Воля", а на месте совр.Красной Воли - поселки "Красновольск" и "Широкий Покос". От развалин открылась отличная панорама, в т.ч. на Краснополянские и Абхазские снежные горы.

По зеленому широкому лугу в окружении пасущихся лошадей и коров спустились к коммерческому "сухому каньону". Тектоническая трещина в скалах впечатляет, хотя протяженность ее всего метров 150-200. От "сухого" каньона к "мокрому" спускается крутая тропа. Приводит к большой ванне с водопадом. Очень симпатичное место. Водопад обходится слева по ходу вверх. А вот потом надо перейти Псахо на орографически левый берег и идти все время по нему, обходя прижимы и ванны. По малой воде летом можно прыгать с берега на берег, но только не в марте. Итак 2 вынужденных брода оказались очень непростыми. У Димы опять начались проблемы с коленкой, поэтому он благоразумно не пошел выше по каньону Псахо, а вернулся к машине простым путем. Мы же пошли вверх по каньону.
"Мокрый" каньон Псахо оказался намного проще Кудепстинского, но свои коварные участки и здесь были. Перед лесенками, где заканчивается коммерческая часть каньона Псахо перешли вброд реку второй раз - это брод оказался не сложным. Лесенки проложены вглубь каньона всего метров 100. Так что большая часть красот каньона Псахо скрыта от посетителей.

Вышли из кафешки перед каньоном на дорогу Галицино - Красная Воля и пошли влево. Прошли знакомые развалины дома. Стали спускаться вниз и вдруг видим Диму, который едет нам навстречу. Ну что-же, на этом пешая часть сегодняшнего маршрута завершилась. Поехали в сторону Галицино - Дима захотел поджиповать и заодно проверить проходимость дороги. Дорогу прилично разбили, но для кроссовера она все-же проходима. Опять подъехали к коммерческой части каньона Псахо, сходили снова туда вместе с Димой. После каньона поднялись по крутым серпантинам в Галицино. И вдруг вспомнили: "Мы же хотели посетить женский монастырь в Лесном!" Дима говорит: "Без проблем".

К монастырю подъехали практически в сумерках. Но все успели осмотреть. Закончили 3-й день на нашей веранде в Мацесте. Быстро соорудили ужин и втроем душевно посидели, вспоминая перипетии сегодняшнего дня. Спасибо Диме за компанию.