netochka_n (netochka_n) wrote in pvd_yug,
netochka_n
netochka_n
pvd_yug

Учет оленей в Кавказском заповеднике, 2015 год (часть 1, подготовительная)

Оригинал взят у genyevsky1973 в Учет оленей в Кавказском Заповеднике 2015 год (часть 1, подготовительная).


Титул.jpg
Просматривая фотографии с состоявшегося учета оленей, я прибываю в немалом недоумении. С одной стороны это невероятно динамичное, полное открытий и сюрпризов  путешествие, а вот с другой стороны просто беда – мне совершенно нечего показать. Конечно, можно долго оправдываться неподходящими погодой и светом, узостью парка фототехники и вынужденной сжатостью сроков похода. Но самая главная причина, на мой взгляд, кроется совершенно в другом – такой результат это плата за лень. Кроме того, не малую часть времени этого «похода» я провел за рулем, пусть вас это не удивляет, а этот процесс хоть и доставляет огромное удовольствие, не позволяет в полной мере вдумчиво и серьезно заниматься фотографией, другие как то умудряются совмещать в себе обе эти роли, мне же пока не удается.
В этот раз нам с Петром достался 16 учетный участок, южные склоны горы Чугуш. Ну как достался? Традиционно все оленьи места были уже распределены между более расторопными и авторитетными группами, поэтому помня о вечной нехватке желающих заниматься учетом на Черноморской стороне заповедника, я сам вызвался в этот район. Нас сразу предупредили, что с этого года руководство заповедника намерено всячески избегать помощи волонтеров, привлекая для этого исключительно своих сотрудников. Но поскольку в одночасье избавиться от нашего брата оказалось проблематично, нам все же позволили отправиться на учет в сопровождении одного из инспекторов Южного отдела.
Последний раз в Сочи я приезжал лет 30 назад если не больше, в Красной Поляне вообще никогда не был, кроме того ни один из моих походов ни разу не выходил за рамки северного склона Заповедника. Поэтому продолжая начатую в этом году экспансию в совершенно новые для себя места я с удовольствием приступил к подготовке и планированию похода. Как ребенок, дорвавшийся до скрываемого родителями пластилина (не подумайте, этого добра в детстве у меня было полно, помню даже как однажды … впрочем, об этом как-нибудь в другой раз) я принялся лепить всевозможные маршруты и варианты знакомства с совершенно новыми для себя краями.
Учет в этом году начинался 28 сентября, что не очень вписывалось в сроки окончания наших с Петром отпусков. Поэтому мы решили прибыть к месту учета 25 числа и посвятить остававшееся до начала вышеуказанной даты время экскурсии к истокам реки Киша, перевалив через Главный Кавказский хребет, после чего спокойно отправится на свой учетный участок. Однако ввиду указанного выше контроля за волонтерами, эта затея провалилась, нам сообщили, что раньше времени нас никуда не пустят. Не желая все это время торчать без дела дома, мы все же отправились в путь 26 сентября, договорившись, что никому мешать не станем, а просто поживем на территории кордона Лаура, откуда должен был начаться наш учет.
Дорога от Майкопа до Туапсе пролетела незаметно, тем более что несколькими днями ранее я уже катался по ней в Агой, где мы с друзьями провели прекрасные три дня, купаясь и загорая на значительно опустевшем после летнего сезона пляже кемпинга «Волна». От Туапсе до Сочи, как я уже говорил, дорога была для меня практически открытием и открытием довольно приятным. Если не считать жары и постоянных виражей, от которых даже водителя под конец пути слегка подукачало, эта часть маршрута мне очень понравилась. Расхолаживающий вид молодых поклонниц бархатного морского сезона, призывная лазурь моря за каждым поворотом, прекрасное состояние асфальта и обилие диковинных для жителя маленького города дорожных сооружений в виде тоннелей, все это в немалой степени скрашивало время в пути. Несмотря на жару, мы решили воздержаться даже от короткого пляжного отдыха, ведь было совершенно непонятно когда мы доберемся до конечной точки сегодняшнего маршрута. Карты и навигаторы конечно много способствовали нашему продвижению, но все же проблема «последней мили» не давала мне покоя. И вправду, отыскать заповедный кордон, находящийся на задворках современной стройки оказалось делом … в общем оказалось делом.

Все наверное помнят детский телесериал «Гостья из будущего», так вот, общее ощущение от Красной Поляны и Эстосадка, а также ведущей к ним дороги такое, словно ты попал в будущее. Но будущее очень условное и киношное поскольку понимаешь, что все это лишь декорация, хотя в целом очень убедительная, достоверная и волнующая, а взлетающие на каждом шагу кабинки подъемников, словно летательные флипы на которых перемещалась Алиса и другие персонажи фильма, только подчеркивают это ощущение.

В Красной Поляне, следуя sms призыву ну и размять затекшие ноги,  сделали короткую остановку в магазине «Альпиндустрия». Обещанная 50% скидка на деле впечатлила не очень. Да, 14 тыс. рублей это не 27 но все равно как-то многовато для палатки с весом под стать её цене.
Окончательно заплутав мы прибегли к помощи прохожих, но никто из них о кордо не ничего не знал. Только один из охранников фешенебельного Газпромоского рая сказал: «Есть тут такой, там еще разводят диких животных», и подсказал нам дорогу.
Животных на  кордоне естественно никто не разводит, но действующий там вольерный комплекс действительно представлен практически всеми крупными обитателями заповедника, наверное, кроме медведя. В чем мы убедились, прогуливаясь по кордону, удобно разместившись в одном из его гостевых домиков, это конечно не Газпром, но очень уютно и по-походному удобно.

Последний раз дикого кота я видел в Ростовском зоопарке, а тут, в вольере, аж три взрослых животных. Не знаю от чего у меня такая слабость к этим не поддающимся даже приручениям серо-полосатым жителям лесов Кавказа, но у клетки с ними я задержался дольше всего, наблюдая как один из котов нервно рычал, от опасения, что мы отберем у него куриный окорок.
Очень удивили волки, несмотря на свой почтенный возраст и в общем то не большой размер, весь их вид показывал колоссальную силу, ловкость и невообразимую тягу к жизни.
Зубр с интересом разглядывал меня, делая вид, что равнодушно жует траву, а олень, повинуясь зову природы ревел и утром и вечером, мы даже шутили по этому поводу, что мол нужно записать его непременно в учетный журнал.
В оставшийся до выхода день мы решили съездить под перевал Аишхо, куда так и не смогли добраться на позапрошлом учете из-за выпавшего в тот год снега.  Дорога к нему начинается за поселком Эстосадок, где до сих пор продолжается стройка дороги, тоннелей  и еще каких то комплексов. Глотнув по пути Пепси я остановил микроавтобус, чтобы уточнить правильно ли мы движемся. Вы спросите почему микро а не автобус? Я и сам тогда не понял, но увидев, что все пассажиры микроавтобуса были в полицейской форме, все стало на свои места - уверенность, даримая Пепси, не была потрачена зря.
На пограничном посту пограничники проверили наши паспорта, причем Петра распознали сразу, а вот меня долго рассматривали, сверяясь с фотографией. Ох говорят же, что стричься перед важным мероприятием дурная примета. Пока записывали наши данные, мое внимание привлек странный выводок поросят, гуляющий около стражей границы. Странный потому, что это были вовсе не поросята, а настоящие кабанчики, плоские, словно вырезаны из картона и поросшие густой темной шерстью. Их мамаша, в общем то обычная свинья, стояла в сторонке и очень не по-доброму пялилась на меня, так, что желание спросить у нее: «Уважаемая, а кто папаша этих чудесных ребятишек?» - прошло мгновенно и само собой.   
Почти в самом начале пути, у одного из родников толпилась большая очередь, нам тогда это показалось немного странным и только на выезде мы узнали, что это очень популярный в здешних краях нарзанный источник.
Плохенькая лесная дорога неспешно вела нас в глубь предгорий, но только с началом подъема на хребет она стала по настоящему внедорожной. Крутые скаты серпантина, глубокие вымоины и обилие крупных камней под колесами радовали деловито урчащий мотор автомобиля, здесь была его истинная стихия. Нужно сказать, что этот край настоящее царство белых «Нив», в таком количестве своих трехдверных собратьев я не встречал ни в каком другом месте. Поэтому мой белый автомобиль совершенно не чувствовал здесь себя вороной, к тому же грозно разместившаяся на бампере лебедка только подчеркивала серьезность и важность его намерений.
Окончание дороги ознаменовано обилием светлых и жизнерадостных хижин. Кто, для чего и на каком основании их тут настроили в целом до конца не ясно, а обилие пожилых людей вокруг позволили предположить Петру, что это горный пансионат престарелых.

Точнее сказать, дорога тянется и за пансионатом, но она перекрыта  шлагбаумом, который в момент нашего прибытия оказался открытым и мы поехали дальше по направлению к горе Аишха. Вскоре нас догнали егеря и не скрывая своего сарказма выдворили вон. К слову сказать, пара этих небритых ребят оказалась так себе парнями, поэтому и говорить о них дальше нечего.


DSC_0781.jpg
Несмотря на обилие людей, место это достаточно симпатичное, а в случае если заранее получить пропуск а Адлере можно очень интересно прогуляться как на перевал Аишхо, так и на одну из примыкающих к нему вершин, с которой по идее видно озеро, один из истоков Малой Лабы.

DSC_0786.jpg

Поднявшись немного выше импровизированного поселка открывалась панорама на хребет Аибга и примыкающие к нему Турьи горы, простирающиеся на другом берегу долины.

DSC_0770.jpg

В неясной дымке возвышается Агепста, желанный трофей многих Краснополянских восходителей, прекрасно просматривается долина Мзымты.

DSC_0785.jpg

На соседнем холме примостился домик под перевалом Аишха, а за ним на северо-западе, спрятавшись за склонами Бзерпского карниза выглядывал Чугуш, сияя своими ледниками.

DSC_0772.jpg

Словом это отличное и в нашем случае достаточно доступное место для первого знакомства с Краснополянскими горными примечательностями.

DSC_0782.jpg

Нагулявшись, сколько это позволяло отсутствие пропуска заповедника мы поехали обратно. Приехали в Эстоадок, где в магазине Перекресток докупили хлеб, воду и ставший традиционным в моих поездках арбуз. Я с удовольствием немного прогулялся по улицам этого архитектурного дива, где с удовольствием отметил, что на оборванца в затертых походных штанах никто не обращает никакого внимания.

DSC_0795.jpg

DSC_0797.jpg

DSC_0809.jpg

DSC_0803.jpg

Было около трех часов по полудни, поэтому в этот день мы решили еще успеть съездить на Хмелевские озера, распложённые в лесистой части хребта Ачишхо, треком на которые я заблаговременно обзавелся еще дома.
По пути, кстати сказать тоже достаточно внедорожном, не надолго остановились на смотровой площадке, откуда во всей красе видна уже знакомая нам Аибга, на склонах которой расположился популярный горный комплекс Роза-Хутор, со строениями напоминавшими мне Тибетску Поталу и взмывающими аж до самой вершины трассами подъемников. Интересно можно ли проехать туда на машине? Как вы понимаете подъемник это не мой вид транспорта.    

DSC_0810.jpg

Основная трудность при подъеме к озерам это разъезд со встречным транспортом на узкой лесной дороге, а движение тут нужно признать очень оживленное для такой трассы.
Первое из встреченных озер полностью пересохло, и о его присутствии во влажный сезон напоминала лишь поросшая травой ровная поляна. Самое большое из озер встретило нас шумом отдыхающих компаний. Конечно и это озеро можно считать таковым с некоторой натяжкой но против географических названий не попрешь. Впрочем, место это очень уютное, разумеется если прогнать от туда всех людей.

DSC_0824.jpg

DSC_0823.jpg


У вытекающего из озера ручья разбита смотровая площадка,. Отсюда словно в окне из деревьев и листьев, было прекрасно видно как возвышалась могучая гора Чугуш. Так уж совпало, что в этом окне из всего протяженного хребта был виден как на ладони только наш учетный участок, обращенный к нам крутостенными склонами. Тогда я с трудом понимал какими силами можно по доброй воле заманить туда нормального человека, где и как там можно пройти, да и теперь не очень это представляю.

DSC_0819.jpg
И вот наконец понедельник, 28 сентября, день начала учета. Словно в награду за все внедорожные приключения этого сезона, к месту пешей части маршрута мне предложили прибыть на своем автомобиле. Предложение настолько же заманчивое насколько и способное поколебать решимость владельцев многих автомобилей, в том числе и меня. Да и как не сомневаться если знакомясь с отчетами о прежних учетах и экспедициях, как средство доставки в нужное нам теперь место фигурировали либо ГАЗ-66, либо УАЗ но при условии невероятной смелости и опыта водителя. Ни первого, ни второго, ни даже от части третьего у меня не было. Ну что, мой четырехколесый друг, как поступим? А ладно, была не была, вместе мы уже пережили затопление, пожар, пробитие всех колес одновременно, нас тянули из болта огромные ЗИЛы, а потом не раз выручала лебедка, мы беспомощно барахтались в жутких каменоломнях, откапывались в снежных пустошах, заезжали в такую глушь где встречную или проезжую машину можно ждать целую неделю, а то и месяц, прорвемся и в этот раз. Решено, едем.

Первый же брод через Ачипсе показал, что уровень воды и огромные валуны на дне это если не предел, то очень близко к этому, о том, что вода в реке в случае обещанных дождей может подняться думалось не охотно.  Следующий брод преградила высокая ступень, образованная зарытым в землю толстым бревном. Пока прикидывали как с её спуститься обнаружилось, что переднее правое колесо спущено. Петр занимался дорожными работами я же быстренько заделал брешь и вернул колесо к жизни. Что же, поломка в начале пути это хороший знак, значит дальше все будет хорошо, в таких условиях поневоле становишься суеверным. Дальше все привычно, обычные хоть и крутые спуски и подъемы, глубокие канавы, острые неудобные камни, еще два или три брода, но уже совсем попроще. Как вообще появилась эта дорога в дремучем и красивом лесу? Говорят впервые её проложил предприимчивый Асман на рубеже позапрошлого века, занимавшийся здесь лесозаготовкой. Потом эту дорогу уже к охотничьему домику маршала Советского Союза А.А. Гречко переделали и развили, и вот теперь по ней с удовольствием катится обычный русский парень, далеко не предприимчивый и уж тем более не маршал (это я вроде как о себе). Короткая остановка возле балагана на месте сгоревшего охотничьего домика Гречко, но впереди самый трудный участок.

Дорога словно взбешенная лошадь встала на дыбы, временами казалось, что мы просто лежим на спинках сидений. Петли поворотов настолько круты, что машина едва вписывалась в них. На одном из таких поворотов машина просто отказалась ехать, буксуя всеми 4-мя колесами в рыхлой каменистой сыпухе. Сдавая задом на таком повороте можно и перевернуться, пришлось спуститься почти на край откоса и только тогда с ревом мотора выскочить наверх. Фухх, вот и шлагбаум, дальше ехать не разрешается никому, зона абсолютного покоя, за шлагбаум лишь изредка допускается транспорт с солью, для расположенного выше солончака.  Кое как разворачиваемся, подкладываем под все колеса камни, ручник ручником, но укатиться не очень хочется. Эти 18 километров мы преодолевали ровно два часа, пешком не намного дольше, тем более на обратном пути, но все же в некоторых случаях лучше плохо ехать, чем хорошо идти. Неспешные приготовления и в путь, учет наконец начался.

Продолжение следует.
Tags: Красная Поляна, Сочи, Чугуш, озера, озера Хмелевские
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments