Перевал Эриванский - пос. Новый

Маршрут №44/2015 (12.12.2015): дол.р.Бугундырь - дольмены - пер.Эриванский - ур."Ахтырский лесоучасток" - щель Царева (дольмен) - р.Хабль (п.Новый) (23,5км., набор высоты 616м., сброс высоты 631м.)
Трек: http://caucasia.ru или http://www.gpsies.com

В последнее время, маршруты в окрестностях Эриванской у нас случаются, когда неожиданно срывается поход в другой район. Эриванская у нас своеобразная "палочка-выручалочка". Удобный подъезд на попутках, много интересного вокруг. Вот и в этот раз маршрут в районе Джубги-Туапсе сорвался в самый последний момент. За полчаса придумали новый маршрут и утром в субботу уже стояли на Светлогорском повороте, доехав сюда на анапском автобусе. На остановке, в нужном нам направлении стояла "буханка". Охотники ждали товарища и согласились нас подвезти, как только придет опаздывающий. Так мы доехали до развилки дорог в 2 км от перевала Эриванского. Охотники поехали налево, а мы потопали прямо по дороге, на ходу придумывая новый вариант маршрута – мы-то собирались начинать пешую часть с перевала. Вспомнили, что справа походу есть два дольмена, которые мы еще не видели. Согласно описаниям, тропа к дольменам начинается прямо от подножья перевала, т.е. в месте, где дорога начинает резкий подъем. Натоптанную тропинку к дольменам нашли быстро. Сначала посетили дольмен в скале. Точнее это был не готовый дольмен, а только его заготовка. К тому же, долгое время вообще не знали, что это дольмен. В скале на поверхности была видна ниша искусственного происхождения. Потом догадались раскопать эту нишу. И неожиданно увидели отверстие, характерное для дольменов.

От скального дольмена вернулись на тропу, и подошли к полуразрушенному "ложнопортальному корытообразному дольмену". Возле этого дольмена тропа закончилась. Мы не стали возвращаться на дорогу, что было бы самым оптимальным, а решили поискать приключения на свою голову и пройти к перевалу Эриванскому верхами. Эта наша затея удалась на славу - приключения мы нашли...

Хотя вначале все складывалось удачно. От дольмена вышли на гребневую дорогу и по ней стали обходить балки и левые притоки реки Бугундырь. Но не учли одного - щель Жаданова, которую нам надо было обойти верхами, начинается с обеих вершин Шизе: Михаль (540,8) и Эриванской (541,0). Так что обход по хребтам должен был проходить через эти вершины. Поэтому, когда дорога пошла совсем не туда, решили идти "напростец", через щель Жаданова. В эту щель вел крутой спуск, а из нее такой же крутой подъем. Зато само ущелье и полноводная речка в нем оказались довольно таки симпатичными - дикие нетронутые места. После щели вышли на дорогу, по которой все поднимаются на Шизе. Дорога грязная, разъезженная. По ней дошли до перевала Эриванского и устроили перекус в беседке перед ним. Кстати, увидели, как через перевал проследовал рейсовый автобус Абинск-Эриванская (это было в 10:40). Подумали, что могли бы вполне доехать на нем. Дальше продолжили гребневой маршрут по водоразделу Абина и щели Темной. Дорога местами была грязной, неуютной. Не симпатичную картину кое-где скрашивали заросли сосны. Дошли до известной нам газотрассы Абинск-Геленджик - мы ее постоянно пересекаем в наших маршрутах, или идем вдоль нее. После газотрассы грязная гребневая дорога превратилась в уютную лесную дорожку, по которой идти было одно удовольствие. По этой дорожке, сворачивая на нужные нам развилки, спустились к базе спортивных охотников "Кубанская охота". База огорожена, поэтому нам пришлось обходить ее по руслу реки и заросшей поляне. Вылезли на дорогу вдоль щели Царева. Эта дорога оказалась совсем грязной, разъезженной. Но и на этом участке есть свои достопримечательности. Пруд со столиком - отличное место для отдыха и перекуса. Памятник на месте стоянки партизанского отряда "Вихрь" - почему-то памятник оказался не в том месте, которое обозначено на топокарте. А дальше памятника, прямо у дороги справа есть полуразрушенный перевернутый дольмен. По слухам, строителям дороги мешал этот дольмен - они его и сковырнули (отодвинули) ковшом бульдозера...

После дольмена основная дорога ушла вправо в щель Люлька (по ней мы как-то ходили). Наша дорожка уходила левее с заметным подъемом. Дорога совсем заросла и превратилась в тропу. Здесь встретили много охотников, которые "гоняли последнего зайца". Зайца так и не поймали, зато насобирали много зимних опят. И мы не упустили случая набрать опят.

Спуск в долину Хабля не был таким уж простым и однозначным. На одной из развилок хотели уйти резко вниз по кратчайшему пути, но в этом направлении услышали охотничий гай, крики, выстрелы и решили уходить вокруг по известному нам гребню. Не обошлось без забега в конце маршрута, боялись опоздать на рейсовый автобус. Но не опоздали, успели даже помыться и спокойно переодеться.