Пшада - Облего - Котинкова щель - Глухой ерик - Быстрый ручей - хр. Долгий - Планческие скалы

Маршрут №10/2016 (20-23.02.2016): пос.Пшада - дольмены - г.Облего+г.Подкова - Котинкова Щель - Глухой Ерик - р.Быстрый - хр.Долгий - Планческие скалы (50,6 км., набор высоты 2005м, сброс высоты 1950м)
Трек: http://caucasia.ru или http://www.gpsies.com

Когда выпадают длинные праздничные выходные, стараемся посетить какие-нибудь дальние укромные уголки, в которые не успеваешь попасть за 2 дня. Притоки Левой щели (Схоштока) текущие с хребта Вал и г.Бол.Афипс, как раз такие дальние углы.

Зимние маршруты у нас традиционно проходят "в обратном направлении" - с юга на север. Заранее взяли билет на вечерний автобус до Пшады. В Пшаду приехали поздно ночью, в 23 часа. Чуть больше часа мы шли до "деревни дольменов". Там и заночевали в первую ночь. Было холодно, ночью срывался снег, но мы были подготовлены, поэтому не замерзли.

На следующее утро продолжили путь по орографически левому берегу Пшады по "дороге дольменов". Мы здесь уже в третий раз и каждый раз находим новые для нас мегалиты. В этот раз это был дольмен Патриарх, на правом берегу щели Панасова, напротив сада. Также заглянули к "новому" дольмену Святомир, но потом вспомнили, что уже были там раньше в 2013 году.

Дошли до Абрамовой щели, после которой наша дорожка резко пошла в гору. Вышли на луговые склоны г.Облего (Кунзефетль). Погода стояла пасмурная, видимость плохая, периодически срывался снег. Поэтому на вершину Облего подниматься не стали. Обошли ее по снежному северному склону. На горе Подкова нас вообще накрыл снегопад.

От острой вершины 710 метров не смогли в верхней части найти нужный нам отрог, поэтому свалились в балку. На "наш" отрог вышли уже внизу. В общем, спуск по зарослям, да еще со снегом, который припорошил старые листья, оказался не из простых.

Мы знали, где находится верхний водопад в щели Котинкова, поэтому оставив рюкзаки, отправились налегке вверх по течению. Водопад оказался маловодным, хотя и высоким. Уже с рюкзаками не без труда обошли еще один водопад метров 5. Ниже по руслу были небольшие каскады, и передвигаться стало проще. Самые интересные водопады оказались на левых притоках, текущих с хребта Вал. Дойдя до 2-го левого притока и увидев большой полноводный водопад, решили немного скорректировать свои планы и на следующий день совершить налегке экскурсию по 2-м левым щелям. Поставили лагерь прямо напротив водопада на удобной поляне.

На следующий день отправились в кольцевой маршрут по левым притокам Котинковой щели. Наши ожидания оправдались полностью. Щели (особенно нижняя) оказались супер-водопадными. Особенно впечатлил "Большой" водопад, который мы в шутку назвали "а ну-ка, доберись". Дойдя практически до истоков, решили перевалить в соседнюю щель. На гребне между щелями оказалась симпатичная поляна, но особых видов из-за пасмурной погоды не было. Второй (верхний приток) оказался не такой интересный и полноводный. Но 2-3 водопада в его нижней части запомнились.

Вернулись к рюкзакам на месте ночевки и продолжили путь вниз по течению. Появились старые заброшенные волоки - аж сюда добирались лесорубы. Дошли до бывшей поляны лесорубов, где когда-то стоял вагончик на колесах и чуть ниже нее стали подниматься на водораздел с Глухим Ериком. Пересекли "охотничью" тропу-волок, по которой проще всего подняться из Левой Щели (Схоштока) на хребет Вал. Тропа идет по водоразделу щели Котинкова и Глухого Ерика и по ней мы уже ходили пару раз.

Спустились в 1-й правый приток Глухого Ерика. Оставили рюкзаки, и пошли вверх по течению на разведку. Воды в этом притоке было мало, зато водопад, который преградил нам дальнейший путь наверх, оказался громадным. Мы даже не поняли, как можно обойти этот водопад. Сплошная стена метров 30 высотой. Но, наверное, как-то обходится. Но пока у нас в планах был осмотр 2-го правого притока Глухого Ерика. Как и ожидали, практически на том же уровне, как и в 1-м притоке, уперлись в 30-метровый 2-каскадный водопад. И этот водопад если и обходится, то с большим трудом.

После этого водопада решили обследовать основное русло Глухого Ерика. Мы еще не знали, как будем переваливать ГКХ, поэтому рассматривали разные варианты. Вплоть до подъема по гребню через г. Макитра. Но на южных склонах Макитры смущала стена, обозначенная на картах. Пройдя несколько водопадов в основном русле Глухого Ерика, стало ясно, что здесь без проблем пройдем и с рюкзаком. Так увлекшись, мы чуть не поднялись на перевал в ГКХ. Но вовремя спохватились. На сегодня хватит, и вернулись к месту впадения 2-го правого притока. Лагерь поставили прямо на "галечном пляже" речки. Мы были уверены, что дождя не будет и нас не смоет.
На следующий день повторили свой путь по водопадам в основном русле Глухого Ерика, но уже с рюкзаками. Поднялись на перевал ГКХ. Отсюда по гребню главного хребта в одну сторону начинается крутой подъем на вершину Бол. Афипс, а в другую идет заросшая тропа в сторону хр.Вал. Мы же начали крутой спуск без тропы в сторону ручья Быстрого. Зачем-то стали забирать правее. Уже внизу поняли, что этого можно не делать. Проще спуститься прямо вниз в русло Быстрого и дальше по тропе свернуть вправо.

Водопады на ручье Быстром нас уже не интересовали - были на них "100 раз". После водопадов тропа по левому берегу залезла в какие-то завалы, селевые выносы. Наверное, мы прозевали маркировку на правый берег, поэтому выбились снова на тропу (точнее уже волок) на противоположном борту с трудом.

Дошли до туристской стоянки. Удивительно, но лесорубы ее не изгадили. А вот дорогу вдоль Афипса превратили в сплошной гряземес. Но у нас на этот случай был свой "ход конем". Мы решили перевалить через хребет Долгий, обойдя самые грязные участки дороги. Конечно по времени и затратам сил путь через хр.Долгий менее логичный. Зато эстетичней.

Ниже впадения Левого Афипса путь по дороге стал не таким грязным. Возле колодца рядом с ВАО устроили перекус. А попутка нас подобрала только возле Планческих скал. Парень с девушкой - скалолазы. Спасибо им за это.