Гуамка - Монахова пещера - Орлиная полка - Мезмай

Маршрут №22/2013: Гуамка - Монахова пещера+водопад - Орлиная полка - Мезмай - Гуамское ущелье - Гуамка (28 км.)
Трек можно скачать здесь: http://caucasia.ru

Первоначально маршрут планировался такой: Гуамка - Гуамское ущелье ("на паровозе") - Монахов водопад + пещера (радиально) - Сухая балка (водопад Яворов) - возвращение в Гуамку "на паровозе". Сопровождать нас на начальном этапе должен был Лахин Михаил - уважаемый в Гуамке человек и опытный проводник, альпинист. Наиболее удобный подход к Монахову водопаду и пещере, со слов Михаила, снизу, со стороны Гуамского ущелья. Поэтому хочешь-не-хочешь, нам пришлось ехать на поезде. Стоимость билета на человека 200 руб. Билет действителен туда и обратно. Можно уехать в ущелье на первом рейсе, гулять там весь день. Последний рейс в Гуамку в 17:30. При утере билета возвращение на поезде в Гуамку будет стоить 100 руб. Для жителей Гуамки и Мезмая (требуется прописка) проезд в поезде бесплатный.

После 18:00 (фактически после 17:30) все ворота открываются и пеший проход по ущелью свободен на всем протяжении.
Поезд по ущелью идет всего 1,5 км. до кафе в устье Монахова ручья. Из вагона ничего не видно, поэтому 200 руб. за столь сомнительное удовольствие - не оправданно дорого. Альтернативное (пешее) передвижение по ущелью официально запрещено, под предлогом угрозы безопасности.

Чтобы попасть к водопаду и пещере Монаха надо перебраться на противоположный, правый берег Курджипса. Прямо от кафе на противоположный берег натянут трос с роликом - можно переправиться в своей обвязке. Владелец троса Артур не возражает против использования троса со своим снаряжением. Но можно переправиться через Курджипса чуть выше кафе (50м) вброд. Даже после обильных дождей брод оказался несложным (по колено). Нужен лишь альпеншток (палка) - течение в этом месте не сильное, дно без подвохов.

Перейдя Монахов ручей выше устьевого водопада тропа круто поднимается по орографически правому (слева по-ходу) склону в зарослях самшита. Водопад расположен на правом притоке Монахова ручья, набор высоты от Курджипса метров 200. Спустившись немного вниз, в обход водопада слева (по-ходу) есть тропа к пещере Монаха (Монахова). Рядом с пещерой есть несколько гротов. Из пещеры вытекает ручей, издавая при этом очень низкий звук (инфразвук).

От пещеры (вправо по-ходу) вверх до поляны Колядихина есть тропа с синей маркировкой - после дождя скользкая. От поляны на картах вправо обозначена тропа (дорога) в сторону поляны Березовой, но она заросла и мы ее не нашли. Поэтому пошли по накатанной дороге фактически по гребню хр.Гуама - при этом получился большой крюк. Влево была развилка - тропа в Гуамку к Ореховой роще?

После небольших блуканий (очень много дорог, волоков и троп) вышли "по азимуту" к верхней смотровой площадке над Орлиной полочкой. К самой полочке отсюда спуска нет, поэтому пошли по тропе по верхней кромке обрыва в сторону Мезмая. По пути много смотровых площадок, в том числе в сторону Мезмая. Через 1,5 км. тропа спустилась к основному "автобану" из Мезмая на Орлиную полку. Мы решили сходить радиально на полочку, повторно пройдя вдоль тех-же скал, но теперь уже снизу.

Орлиная полка популярный экскурсионный объект из Мезмая с отличной панорамой на сам поселок и окрестные горы.
Спустившись к окраине поселка, не заходя в него, вышли к ж-д мосту через реку Курджипс и уже по шпалам вернулись в Гуамку, пройдя все Гуамское ущелье пешком. На последний поезд мы опоздали, но не очень-то и расстроились. По ущелью надо ходить пешком, не спеша. Кстати, так многие и делают. После 18:00 мы встретили человек 100, гуляющих по Гуамскому ущелью.

Конечно, к водопаду в Сухой балке мы не пошли - было уже поздно. Решили, что Сухая балка - это отдельный маршрут и ее лучше посетить в августе-сентябре.

Авторы - Елена Алешичева, Игорь Бутвин
Tags: 1 день, Апшеронский район, Мезмай, водопады, пещера Монахова, пещеры, скалы, узкоколейка, ущелье Гуамское, хребет Гуама