Садовая и Обвалистая

Маршрут №45/2015 (26-27.12.2015): жд.ст.Афапостик - дол.р.Бол.Собачка - "древняя крепость" - г.Садовая - г.Обвалистая - дол.р.Псекупс - Афапостик (25,4км., набор высоты 785м., сброс высоты 785м.)
Трек: http://caucasia.ru или http://www.gpsies.com

Последний маршрут в 2015 году. Мы давно уже приметили обрывистые склоны гор Садовой и Обвалистой. Самый короткий путь на эти вершины из пос.Садового (ж-д станция Чинары). Но мы решили разведать путь со стороны Афапостика (долины реки Бол.Собачка). Тем более, Большая Собачка для нас новый район, мы здесь никогда не ходили.

На утренней электричке в субботу доехали до станции Афапостик, вблизи пос.Афанасиевский Постик. "Хутор Афанасьевский Постик свое имя получил от фамилии урядника Афанасьева, начальника сторожевого поста. На хуторе возле поста останавливались на ночевку паломники, идущие через Екатеринодар долиной реки Псекупс на богомолье в Новоафонский монастырь".

Прошли немного вперед по ходу электрички и по капитальному навесному мостику переправились через р.Псекупс. Обошли дачи (оставили справа), пересекли вброд р.Бол.Собачка и свернули по дороге вправо в долину этой реки. По одной из легенд у урядника Афанасия было две собаки: большая и маленькая. Когда они умерли, он решил назвать в честь них речки, притоки Псекупса, соответственно Большая и Малая Собачка. Твердый А.В. приводит "адыгское название гидронима [Большая Собачка] – Хасапс; оно состоит из двух адыгских основ: хасэ – «собрание», «вечё», «сбор», и пс(е) – «вода», «река». «Река, где проводят собрание» (адыг.)".

Дошли до развилки дорог (примерно 1,5 км. от ж.д. станции Афапостик) и спрятали рюкзаки на противоположном, левом берегу. Здесь у нас будет ночевка, а пока пойдем в радиалку налегке. Только вот незадача! Когда уже отошли от наших рюкзаков на приличное расстояние, вспомнили, что забыли взять с собой фонарики, карты, запасные аккумуляторы для навигатора. А световой день сейчас самый короткий! Возвращаться назад, тратить драгоценное время. Решили - будет, что будет - возвращаться не будем.

Километра через 2 вверх по дороге от развилки влево в сторону горы Садовой на карте (и навигаторе) показан то ли волок, то ли тропа. Вначале действительно нашли волок, но он был древний, заросший и очень круто поднимался в гору. В верхней части перед выходом на гребень крутизна склона стала неприлично большой. Пришлось карабкаться на четвереньках просто по склону. Неужели здесь была когда-то тропа или волок? Или в очередной раз что-то напутали топографы?

Вышли на гребень, по нему пошли спокойнее. На острой вершине (отм.445,4) развалины древней крепости (14-15 век?). Говорят при раскопках здесь нашли турецкую саблю - это и позволило установит примерную датировку крепости. В книге Самойленко А.А. "Электричкой в горы" гора, где расположена древняя крепость, названа "Крепостная", иногда называют просто "Крепость". Интересное обсуждение крепости на сайте: http://iskatelklada.tuapse.ru

Так что, скорее всего на вершине 445,4 располагалась не крепость, а сторожевой наблюдательный пост, который контролировал пути по долинам Псекупса и Хасапс (Бол.Собачка). На самом деле, остатки таких наблюдательных постов попадаются на многих вершинах: Острая (Шапсугская), Острая (Верхнебаканская) и др. В годы ВОВ эти стратегически важные "командные" вершины также "использовались по назначению". На них еще остались со времен войны окопы, оборонительные рвы.

От г. Крепостной в сторону г.Садовой уходит острый гребень с симпатичной дорожкой по нему, да еще и с панорамами в восточном направлении. Сами горы Садовая и Обвалистая не представляют особого интереса, а вот на их отрогах есть хорошие панорамные точки. На Обвалистой такая панорамная точка расположена на южном отроге.

Спустились в долину Псекупса, пошли вниз по дороге. Не доходя до Садового, влево уходит накатанная ездовая дорога в Большую Собачку. Нам сюда. По пути нас обогнали квадроциклисты. Уже в верхней точке дороги на перевале нас накрыла темнота, так что последние километры к рюкзакам шли без фонарей, соблюдая осторожность. Дорогу подсвечивали навигатором. Зато бивак и вечерние посиделки у костра удались на славу. С шашлыком и задушевными беседами... Утром не спеша вернулись на ж-д станцию Афапостик и уехали на утренней электричке.