Щель Молдаванская (руч. Горлянов) - щель Сливовая - щель Сосновая

Маршрут №17/2016 (09-10.04.2016): пос.Пшада - дольмены - дол.р.Пшада - щель Молдаванская (руч.Горлянов) - щель Сливовая - хр.Кашорский - щель Сосновая - пос.Пшада (47,5 км, набор высоты 1340 м, сброс высоты 1340 м).
Трек: http://caucasia.ru или http://www.gpsies.com

Этот поход выходного дня можно назвать или "свадебное путешествие" или "59 водопадов". Оба варианта имеют право на существование. Маршрут состоялся на следующий день после знаменательного для нас события: https://fotki.yandex.ru/users/fttuf/album/508543/ Кроме того, подсчитывая количество встреченных водопадов, мы насчитали их ровно 59. Так или иначе, поход получился запоминающимся, интересным, хотя и несколько однообразным - сплошные водопады. Их было даже слишком много.

А начали мы наше путешествие из поселка Пшада, выйдя от автостанции в 9:20. Логистика подъезда в Пшаду у нас отработана давно: ночная Новороссийская электричка (в 3:00 из Краснодара), Джанхотский автобус до старой автостанции в Геленджике (в 7:15 из Новороссийска), Пшадский автобус (8:20 из Геленджика). Мудрено? Наверное. Но с Бла-бла-каром в этот раз не срослось, а удобные Геленджикские автобусы через Пшаду есть только в летнем расписании. На Новопокровский автобус через Пшаду (20:08 из Краснодара) мы просто не успевали, т.к. гуляли на свадьбе допоздна...

Основные опасения в этом походе были связаны с глубокими бродами через Пшаду. Чтобы добраться до самой дальней от Пшады щели Молдаванской, надо преодолеть 7 бродов через основную реку. Даже была мысль зайти сверху со стороны г.Молдаванской. Но опасения оказались напрасными. Все броды были проходимыми в наших 40-сантиметровых сапогах. Правда, местами "бродили на грани".
До Абрамовой щели дошли без проблем и без бродов по дороге-тропе орографически левым берегом. Путь этот через "Деревню дольменов" нам знаком до мелочей. 1,5 месяца назад на 23 Февраля мы здесь же шли. После Абрамовой щели подошли к 1-му броду через Пшаду. Он оказался широким, не глубоким - прошли без проблем. Место для базового лагеря выбрали сразу за бродом, напротив заброшенного сада. Для безопасности вещи спрятали на противоположном берегу Пшады. К тому же, там был родник - хорошее место для лагеря вдали от дороги. Таким образом, от поселка сюда мы шли ровно 2 часа, около 8 км. При этом у нас был 24-х минутный привал на перекус-обед.

В 11:35 мы вышли налегке к водопадам. До щели Молдаванской шесть бродов через Пшаду проходились не просто. Местами было глубоко, но сапоги не заливало. В устьях щелей Сосновой и Молдаванской стоят "коммерческие" туристские приюты. В сезон нижние водопады в этих щелях платные. К ним подходят удобные тропинки. Мы планировали пройти сначала снизу вверх щель Молдаванскую, а потом спуститься по щели Сосновой. Как оказалось - это был не реальный план, особенно если начинать маршрут после обеда.
Реку или точнее ручей в щели Молдаванской называют "Горлянов" - по имени хребта, протянувшегося вдоль левого борта. Тогда ручей в щели Сосновой, по аналогии надо бы называть "Сосновый", а в щели Сливовой - "Кашорский" - по названию хребтов вдоль левых бортов соответствующих щелей.

Самый высокий водопад в щели Молдаванской, он же основной коммерческий, обходится не просто, слева по ходу вверх. Еще один водопад - "в каньоне" проходится также сложно, ну может еще водопад "тупик" проблемный. Остальные водопады обходятся легко. Дойдя практически до истоков, где река стала не интересной, заваленной бревнами, поднялись к гребневой дороге, идущей от горы Молдаванской. Время на прохождение щели Молдаванской затратили очень много, поэтому ни о какой щели Сосновой в этот день не мечтали. Спустились к месту ночевки по дороге уже в темноте.

На следующий день отправились в неизвестную щель Сливовую. Никаких сведений о водопадах в этой щели нет, в отличие от Молдаванской и Сосновой. Так что мы ощущали себя первооткрывателями. И мы "открыли" несколько достойных водопадов. Правда, в засушливый период эта щель скорее всего сухая. Дойдя до истоков, решили подниматься в сторону Кашорского хребта. Прикинув, что времени еще достаточно, изменили первоначальный план на сегодняшний день и спустились в среднее течение щели Сосновой. Спустились очень высоко от коммерческих водопадов. Мы рассчитывали на удобную легкую тропу по Сосновой, но опять попали в труднопроходимое ущелье с множеством водопадов. Водопады нас уже стали порядком утомлять. Сколько можно! Так мы не успеем на удобный автобус из Пшады. Но все сложилось удачно. Мы дошли до верхнего коммерческого водопада, быстро сбежали вниз по тропе до приюта, вернулись к нашим рюкзакам и сразу двинули вниз к поселку.

Как оказалось, мы даже успели на 3-часовой автобус до Краснодара. Но у нас был вариант еще интересней. Рома с семьей как раз в это время возвращался из Дивноморского. Он нас и довез с комфортом до Краснодара.

Авторы - Елена Алешичева, Игорь Бутвин
Tags: Геленджик, Пшада, водопады, дольмены, хребет Кашорский, щель Молдаванская, щель Сливовая, щель Сосновая