Дольмены и каменные грибы в пос. Новом

Маршрут №39/2015 (04.11.2015): Сосновая Роща (п.Новый) - дольмены - "Каменные грибы" - ск.Зеркало - щель Темная - щель Горбенкова - Сосновая Роща (9,6 км, набор высоты 415 м, сброс высоты 415 м)
Трек: http://caucasia.ru или http://www.gpsies.com

Маршрут из разряда "Выгулять подругу, которая ходит в походы один раз в году". Точнее ходит не в походы, а в однодневные экскурсии по "нашим горно-лесным огородам". Задача на данное мероприятие была поставлена предельно ясная: "Пошуршать листьями, подышать чистым воздухом, посмотреть много достопримечательностей и чтобы все это было рядом с машиной". Самый подходящий район для такого маршрута - окрестности поселка Нового. Здесь и скалы, и "каменные грибы", и менгиры, и дольмены.

Вместе с подругой решили пойти в "поход" еще сын с невесткой. Очень похоже, что у них это был дебют. Так что компания подобралась "боевая", но и маршрут не обещал особенных сложностей. Но разве у нас бывают походы без сложностей? Мы всегда найдем "приключения на свою..." Мы же не экскурсоводы, чтобы водить туристов по известным, маркированным маршрутам: с тропами, лавочками, лесенками на водопадах, "автоматами с кока-колой". Нам самим интересно пройти что-то новое, где мы еще не были. Или подойти к уже посещенному раннее объекту с другой стороны, по другой тропе или дороге. Каменные грибы, дольмены и скалу Зеркало мы уже не раз посещали: со стороны пос.Нового, Темной щели и со стороны вершин Грабовой и Крестатой. А вот от дачного поселка Сосновая Роща (щели Горбенкова) мы еще не начинали маршрут.

Итак, в 11 часов мы уже были на окраине пос.Сосновая щель. Когда мы ходим вдвоем, к этому времени мы уже успеваем пройти 2-3 ходки и намотать с десяток километров. Но наша "боевая" команда собиралась не очень быстро.

Маршрут начали по гребню от щели Горбенкова. На карте ОСМ здесь была обозначена тропа или просто кто-то прошел таким путем. Тропы не оказалось, гребень был местами заросший, а крутизна его приличной. "Команда" сразу выдохлась на подъеме, но хоть пошуршать листьями удалось. Вышли на гребень - водораздел щелей Темной и Горбенкова. Здесь стало полегче - появилась старая дорога. Точнее это уже была тропа, в некоторых местах заваленная и активно зарастающая. Видно, что по ней сейчас ходят не так часто.
Подошли к развилке дорог (троп): влево вниз по хребту дорога в сторону г.Чубатой и "каменных грибов", прямо с подъемом дорога (тропа) на вершину 460,2 и к дольменам. Сначала решили посетить дольмены. По пути встретили охотников, которые охотились (сидели в засаде) прямо на тропе и туриста-велосипедиста, который оставил велосипед на Зыбзе и поднялся сюда, чтобы найти "каменные грибы" (с первого раза, говорит, не нашел).

А мы, тем временем, подошли к дольменам, пофотографировались возле них и на импровизированном столике устроили обед-перекус.
Снова вернулись к развилке на "грибы" и пошли в сторону г.Чубатой (попадается маркировка). Встретили туриста-велосипедиста, который в этот раз наконец нашел "грибы". По пути на гребене справа от тропы разбросаны элементы древней мельницы - жернова и "менгиры", если верить описанию по ссылке вверху.

Ответвление к "грибам" с основного гребня хорошо промаркировано. К ним спускается крутой отрог. Каково-же было наше удивление, когда возле "каменных грибов" мы обнаружили много народа, причем с малолетними детьми. Они поднялись сюда со стороны Темной щели. Поднялись, с их слов не просто - круто, без хорошей тропы. В общем - экстремалы.

"Каменные грибы" образовались "в процессе воздействия ветровой эрозии". Мы возле них и под ними пофотографировались и стали спускаться вниз, в сторону Темной щели и скалы Зеркало. Спуск крутой, на спуске надо забирать левее.

Скала Зеркало - это наклонная гладкая плита, поросшая мхом. На самом деле, здесь два "зеркала". Второе чуть в стороне от тропы. А третье "зеркало" есть в Мальцевой щели под Горячим Ключом.

На крутом спуске от Зеркало в Темную щель, встречаем еще двух туристов, поднимающихся к "грибам". Да тут настоящий аншлаг!
Спустившись в русло Темной щели решаем теперь и мы поэкстремалить. Идем не вниз (как все), а вверх по течению. В надежде найти более или менее пологий склон справа (противоположный ск.Зеркало), чтобы по нему можно было выйти на знакомы водораздел щелей Темной и Горбенкова. Как назло, ни более ни менее полого склона на левом орографически борту не наблюдалось. Решили карабкаться вверх по крутяку, хватаясь за корни, ветки, деревья. Сразу скажем, не подготовленным членам "команды", такой подъем дался нелегко. Выше подъем уже был положе, но все равно для некоторых - это был "перебор".

Но после короткого отдыха с перекусом, появилось "второе дыхание" и мы наконец выбрались на знакомый водораздел. Вниз в Горбенкову щели увидели вполне приличный волок. По нему и пошли. Волок в конце испортился, превративший труднопроходимую колею, но в основном нам очень помог. Спустились в Горбенкову щель чуть выше того места, откуда начинали подъем по гребню. Убедились, что нормальной тропы по долине этого ручья нет. Со слов туристских групп, ходивших по всей щели, в ней нет ничего интересного (водопадов, каньонов). Но мы все равно, когда-нибудь проверим это и пройдем ее всю. Тем более высоко на правом борту видели мощные скалы, откуда могут открываться неплохие панорамы.

В 16:10 вернулись к машине в Сосновой щели. "Команда" на финише оказалась слегка "потрепанной", усталой, но ощущала себе победителем. И действительно - прошли 10 км, по сложно-пересеченной местности. Увидели много интересного. Даже не стали быстро уезжать домой, а устроили здесь же на полянке небольшой пикник из оставшихся продуктов.