Утриш

Маршрут №22/2014 (07-08.06.2014): Сукко - хр.Навагир - Мал.Утриш - г.Лысая-Утришская (ОРЮР) - Дюрсо (34,7 км.)
Трек: http://caucasia.ru или http://www.gpsies.com

С Малым Утришем обычно ассоциируется отдых на море. А у нас получился полноценный пеший поход...

Как обычно решили добираться на попутном транспорте от Сити (Яблоновский мост). Удобный для нас утренний анапский автобус пролетел мимо "Сити" не останавливаясь. Зато новороссийский забирал всех подряд - "в тесноте, да не в обиде". На бывшем посту ГАИ в Верхнебаканской на анапском повороте нас практически сразу "подобрал" разговорчивый водитель на старенькой Тойоте, которому было скучно ехать одному и захотелось пообщаться. Довез он нас до ст.Анапской бесплатно - зато поговорили. Дальше маршрутка в Анапу - вышли на ул.Крымской - остановка после Семейного Магнита. И на этой же остановке через 5 минут сели в маршрутный автобус №109 до Сукко. Кстати, 109-й ходит через раз - то в Сукко, то на Бол.Утриш. Так что нам повезло. Вот такой получился трансфер от Краснодара до Сукко. Конечная остановка 109 автобуса на восточной окраине пос.Сукко называется "Три дуба".

От поселка маршрут наш пролегал по широкой долине Сукко среди виноградников. Сразу после безводной щели Атмачева вправо вверх пошла лесовозная дорога по водоразделу щелей Атмачева и Горчичной. В начале дороги установлен аншлаг, предупреждающий, что нахождение на территории заповедника Утриш без разрешения запрещено. Мы решили, что на нас этот запрет не распространяется - мы природу любим и бережем...

ФГБУ "Государственный природный заповедник 'Утриш'", созданный в 2010 году, уже успел обрасти множеством скандалов. По официальной версии он создан для сохранения уникальных можжевелово-фисташковых лесов Средиземноморского типа, которые на территории России сохранились только здесь. Но некоторые "злые" языки утверждают, что на самом деле главным охраняемым видом в заповеднике должны были быть "высокие" чиновники, которые решили построить себе шикарные дачи в этом диком уголке природы. Так или иначе, после протестов общественности, "зеленых" и т.д., строительство дач было приостановлено. Заповедник пока остался (хотя уже появились сигналы, что его хотят разжаловать до "национального парка"), и даже ведет какую-то общественно-просветительскую и научную деятельность - см. оф. сайт.

Дорога по водоразделу вывела нас на хребет Навагир - на совр. картах в этом месте он называется Кузня. Здесь куча развилок, аншлагов заповедника и шлагбаумов. Но дорога вниз в сторону Мал.Утриша открыта, видны следы недавно проехавших машин. Как нам объяснили позже - эта дорога от Сукко до Мал. Утриша вне заповедника, так же как и участок берега от Мал. Утриша до Дюрсо. Дорога спустилась к ур.Сухой Лиман с полностью высохшим озером. Урочище с озером расположилось в межгорной котловине - похоже раньше здесь было поселение Сухой Лиман. Дальше дорога в сторону моря сильно портится - огромные лужи можно преодолеть только на внедорожнике. Дорога спускается в щель Казенную, плавно переходящую в щель Широкую. Вышли к морю возле источника со слабоминерализованной водой, с запахом сероводорода. Здесь нас ждал "сюрприз", о котором мы правда знали заранее. Сюда рано утром приехали на машине отдыхать наши друзья-знакомые. Главный у них был абхазский "шеф-повар-любитель" с армянской фамилией родом из Казахстана, который готовил узбекский плов по-фергански по культовому рецепту Сталика Ханкишиева. Долго не раздумывая - решили остаться на плов. После 5-часовой готовки, мы наконец отведали плов. Было вкусно - плов настоящий, хоть и не из баранины. Еще бы соли чуть поменьше...

Чтобы правильно переварить плов, решили сходить на местную Лысую (Утришскую) - 340 м. У этой вершины есть еще название пик ОРЮР. Это анапские скауты (Организация российских юных разведчиков) так назвали эту гору, когда затащили на вершину поклонный крест. Мы до вершины не дошли - резко началась гроза - дождь стеной, молнии. Мы бегом вниз. Все равно намокли.

А вечером, когда уже легли спать, подъехала какая-то пьяная быдло-молодежь и включила на полную свою дебильную музыку. Мы решили, что такая компания нам не подходит и ушли в поисках более спокойного места. И нашли его прямо на берегу моря - вокруг в радиусе полукилометра людей не было.

Утром еще раз убедились в уединенности своего бивака. Прямо на берегу моря, вокруг никого, но в море купаться не хотелось - холодновато. Дальше была автомобильная дорога до Дюрсо. Но машин в это время было мало, так что получился вполне пешеходный участок. К тому же появилась редкая возможность не спеша пофоткать море с дороги, которая большую часть пути идет высоко над обрывами.

В Дюрсо пришли уже по жаре. Узнали расписание автобусов до Новороссийска (у нас в запасе 1,5 часа времени), купили лимонад и на пляж. Искупавшись вернулись на остановку, внимательно прочитали расписание и с удивлением обнаружили, что у автобуса-маршрутки сегодня выходной (воскресенье-понедельник). Вот это попали! Попутки из Дюрсо подбирают плохо. Хорошо оказался добрый человек, зам.директора базы отдыха "Моряк", который довез нас до Новороссийска. Оттуда автобус снова без мест (в кассе билетов не было). Но и на рюкзаках прекрасно можно сидеть...