Черничный поход на Семиглавую-2016

Оригинал взят у asvetka в Черничный поход на Семиглавую-2016
Ежегодно в конце лета - начале осени мы ходим в район Семиглавой за черникой.

Это довольно насыщенная прогулка на выходные, но что там делать больше двух дней? Заодно и проверка: осилил товарищ Семиглавую за два дня, значит, можно брать его на более серьёзные маршруты в более высокие горы. После каждого такого похода всегда находится то, что следует взять на заметку - или полезный опыт, или некая недоработка в планировании маршрута, или нюанс, который следует учесть в дальнейших походах.

Желающих пойти в такой поход я стараюсь морально подготовить: будут мошки, жара, набор высоты более 1000 м, не очень хорошее обеспечение маршрута водой... Но главное - на маршруте мы обязательно встрянем в туапсинские перди, причём в каком объёме - заранее предугадать нельзя:)

Несмотря на мои запугивания, на этот маршрут всегда набирается довольно большая группа.

В этот раз нас собралось 14 человек, трое - из Майкопа, остальные ростовчане. На четырёх машинах мы выдвинулись в направлении Терзияна. Кто-то с вечера в пятницу, кто-то среди ночи, майкопская машина с утра, но так или иначе все мы встретились, немного не доезжая Терзияна.

В Терзияне мы притормозили у первого попавшегося дома, где заметили признаки наличия хозяев. Супружеская пара армянской национальности предложила разместить машины у забора совершенно безвозмездно. От хозяйки я узнала, что чернику уже активно собирают. Значит, мы не ошиблись, приехав именно в конце августа.

Взвалив на спины рюкзаки, наша компания выдвинулась по дороге в сторону терзиянской лесопилки.

Сразу же определилась "тройка лидеров" - Люба, Алёна и Аня задали довольно бодрый темп. Я иду во втором ряду рядом с Андреем.

Остальные чуть позади. Замыкающими идут Вася и Игорь, они не виделись с февраля 2015 года, накопилось тем для разговоров.

Дошли до брода через Караковскую щель, единственного на сегодня. Сейчас самое время понять - стоит ли планировать на завтра "бродастый" спуск.

Мы с Андреем, не сбавляя хода, переходим на правый берег. Остальные предпочитают либо надеть фонари, либо разуться и освежить ноги.

Караковская щель мелка, воды по щиколотку. Менять завтрашний маршрут не будем - множество бродов мы осилим.

Далее значительная часть маршрута ничего примечательного из себя не представляет. Но приключений именно в этой части пути нам избежать не удалось.

Начнём с того, что часть группы лосячила и не пожелала отдыхать на полянке с пасекой, где я изначально планировала. До полянки с пасекой группа пошла разными путями. Вася повёл по грязной дороге, а я свернула на пробитую по лесу автомобильную колею, там почище. За мной пошли туристы из Майкопа - Ольга, Сергей и их дочь Даша, и, кажется, Люба. Но на полянке я поняла, что совершенно не осознаю, кто впереди, а кто остался сзади. Слышала только, что Люба перекрикивалась с кем-то из идущих впереди насчёт того, чтобы идти без остановок до балагана. Тогда я считала, что мы с майкопской подгруппой идём последними.

У балагана обнаружилось, что кое-кого не хватает. Но пока мы ходили к ручью, все постепенно подтянулись.

Перекусили, подсушили влажную от пота одежду, и снова в путь. Наверное, я не очень чётко дала впередиидущим установку, где дожидаться остальных. В моём понимании лоси должны были дойти до пересечения дороги с ручьём и там всех ждать. Но когда мы с Васей дошли до ручья, то никого там не обнаружили. Как бы группа не ломанулась другим путём... Трек у Димы есть, но слишком уж близко друг от друга находятся два ответвления наверх, первое из которых - не то. Мы дошли до точки подъёма по "старой черничной тропе", и я отметила, что по ней явно давно никто не ходил. Это радует.

Нужное нам ответвление наверх, выводящее на ГКХ ближе к роднику, чуть дальше. Мы остановились на дороге и стали дожидаться запаздывающих. Ждали-ждали, а никого нет. Вася предложил мне подниматься, а он ещё подождёт. Но вскоре он нагнал меня.

Дошли до следующей развилки, где есть срезка между "старой черничной тропой" и нашей. Сели. Ждём. Никого нет.

Вообще, на тот момент мы полагали, что отсутствуют двое - Игорь и Андрей. И потому особо не парились - Андрей таким путём пару раз ходил, Игорь тоже упоминал, что знает район Семиглавой. Когда-нибудь да придут:) Правда, есть подозрение, что они свернули на "старую черничную тропу" и идут параллельно нам. Тогда наше ожидание бессмысленно. И мы потопали к следующей точке, где логично было устроить сбор группы - к месту, где волок переходит в крутую тропу и есть стоянка с ручейком.

По пути я немного отстала, и когда добрела до стоянки, Вася сидел там в одиночестве. Группа только что ушла наверх под руководством Димы. Мы минут 15 подождали отстающих. Как можно догадаться - не дождались, и ещё больше укрепились во мнении, что ребята идут другим путём. И мы пошли дальше, резонно полагая, что если ребята тут вскоре появятся, то о нашем недавнем уходе им сообщат отдыхающие у ручья трое туристов.

Попыхтев на крутом подъёме, мы вырвались из влажных объятий душного леса в субальпику. Самое яркое впечатление от этого момента - гряда громадных кучевых облаков, зависшая над горами.

На лугах нас атаковали заросли черники, которые успели задержать до нашего прихода в своём плену майкопских товарищей и Пашу с Настей. Остальные ускакали куда-то ближе к гребню ГКХ.

Полезный ориентир для нахождения входа тропы в лес - растущие рядом пихточка и сосенка. Может пригодиться, к примеру, в зимний период.

На границе леса иногда встречаются причудливые однобокие пихты. Ветры и снега постарались. Эта пихточка каждый раз так и просится в кадр, и каждый раз я её фотографирую:)

Впереди видна высшая точка Семиглавого массива 1453 м. Прогуляемся в её сторону до родника, где запасёмся водой на вечер, утро, и большую часть завтрашнего ходового дня.

Барахтаясь в густых травах, по которым набить хорошую тропу просто нереально, а потому прохождение отнимает много усилий, выходим на гребневую тропу вдоль ГКХ. Мы - это я, Вася, Паша и Настя, Ольга, Сергей и Даша. Остальных вблизи не наблюдается, то ли к роднику пошли, то ли с водой уже ушли на стоянку.

По пути к роднику вдоль тропы встречается как черника, так и лавровишня. На мой взгляд, эти кустарники вообще друг на друга не похожи, но лишний раз не помешает уточнить, что вот это есть и собирать не надо:

Набрав воды, мы пошли по тропе в сторону г.Кашина. За буковым перелеском - обширная поляна с ярким зелёным пятном конского щавеля. На эту поляну выходит "старая черничная тропа", огибая с севера вершину 1380 м, в то время как мы вышли на гребень, обогнув её с юга. Впереди виднеется массив г.Кашина (1425 м).

Лавируем среди зарослей щавеля с примесью крапивы. Сзади маячит та самая вершинка 1380 м, которую картографы незаслуженно обидели при нанесении на карту ГШ, украв почти четверть километра высоты и назначив всего 1138 метров. Это известная ошибка. Тем не менее, большинство туристов, осваивающих район, в своё время совершают это "маленькое открытие":)

Тропу перегораживает упавший ствол бука, но на протяжении многих лет никому и в голову не приходит сделать в нём пропил для удобства ходьбы. Это придаёт местности некую дремучесть, а мы за тем сюда и шли - гулять по туапсинским пердям:)

Неподалёку от выхода из леса на луга левее тропы есть озерцо. Помню годы, когда оно было настолько полноводно, что вода утекала вниз через тропу. Вода в нём, кстати, вполне чистая.

Деревья расступаются, мы приближаемся к перевалу Аше, расположенному у подножия г.Кашина. По обе стороны тропинки яркими по-осеннему окрашенными листьями нас приветствует черника:)

В этом сезоне тропа к нашей стоянке в пихтарнике не натоптана. С одной стороны хорошо: меньше народу - меньше мусора, а с другой - что-то не похоже, что наши тут прошлись, травы почти не примяты, приходится "тропить". В конце концов, Сергей и Паша как истинные джентльмены просят леди, т.е. меня, пропустить их вперёд и тропёжка продвигается гораздо успешнее.

Дойдя до пихт, остаётся самая малость - поднырнуть под их густые ветви и продраться через густой подлесок из лавровишни, азалии и черники.

И когда заросли остаются позади, нашему вниманию открывается удивительно ровное местечко, со всех сторон защищённое от ветра. Рядом есть хиленький ручеёк, один из истоков Большого Пшиша, на который не стоит надеяться как на источник питьевой воды (потому и набираем воду в хорошем роднике), но для омовения и прочих хознужд он сгодится. Здесь ежегодно мы ставим наш лагерь.

Однако когда мы пришли к лагерю, то выяснилось, что Андрей, которого мы считали отсутствующим вместе с Игорем, уже здесь. Все здесь, кроме Игоря... Вот так нюанс...

Мною овладела лёгкая паника. Вроде бы Игорь знает Семиглавую, но ведь мы ему даже не говорили, где именно собираемся ночевать. Дима признался, что эту стоянку без навигатора он вряд ли нашёл бы. Уже после похода я увидела по фото, как стоянку искали по навигатору. Это объясняло тот факт, что на лугах не было натоптанной тропы - они шли по распадочку, в котором чуть ниже зарождается ручеёк, протекающий мимо стоянки.

Короче, надо искать Игоря.

Но для начала всё-таки решили поставить палатки и наскоро перекусить. Вася завалился поспать хоть полчасика, всё-таки всю ночь за рулём.
Затем часть группы отправилась собирать чернику, а Андрей вызвался пройтись по тропе к щавелевой поляне и ждать там Игоря. Однако через некоторое время Андрей вернулся один. Поскольку до сумерек оставалось не так много времени, я растолкала дремлющего Ваську и мы собрались идти на поиски - дойти до родника и пройтись по всем тамошним стоянкам и расспросить, может, кто его видел. С нами пошёл Паша.

Прошли щавелевую полянку, вошли в буковый лес, я немного отстала. Вдруг слышу громкий крик, вроде меня зовут. Ну, я как бы не знаю, как звучит громкий вопль в исполнении Игоря, но слабая надежда мелькнула, что это он. Потом слышу - Вася с Пашей тоже в ответ что-то кричат. Ускорилась. И через несколько мгновений на тропинке обнаружился Игорь в окружении Васи и Паши. Я от радости аж обниматься к нему полезла. "Слава богу, ты пришёл!"

Стали расспрашивать, где он так задержался. Он стал нас успокаивать - мол, я тут все места знаю, потихонечку поднялся, сходил на вершинку, сварил чайку, сижу и наслаждаюсь, а тут Дима приходит и рассказывает, как идти к лагерю. Вот, собственно, он и идёт. А поскольку непонятно, где наш лагерь - то идёт и орёт:)

Вася с Пашей взяли у Игоря пустую тару и пошли к роднику, а мне было поручено довести его до стоянки, чтоб не потерялся по пути:) С этим заданием я справилась успешно и когда мы с Игорем подошли к палаткам, его встречали аплодисментами. Все были рады, что группа в сборе. Игорь потом ещё неоднократно заверял, что нам нечего было волноваться, что он тут заблудиться в принципе не мог.

Вечерние посиделки у костра были непродолжительными, сказывалось недосыпание. Тем не менее успели пожарить сосиски, запечь картошку, отведать отвара иван-чая, которым угощал Игорь.

Я пообещала будить всех в 6 утра безжалостно и беспощадно, поскольку нам надо выйти не позднее 8 часов, а путь предстоит долгий и более сложный, чем сегодня.

В 6 утра я выползла из палатки и поорала, чтоб вставали и собирались. И пошла греметь кружками/ложками/чайником, ибо нефиг дрыхнуть! Группа не сразу, но всё-таки стала шевелиться внутри палаток. Наружу некоторых товарищей удалось выманить, лишь пообещав им поделиться молотым кофе:) Но постепенно все стали собираться.

С утра удалось получше рассмотреть конструкцию палатки Игоря.

Андрей собрался раньше всех и попросился идти вперёд. Да не вопрос, только черники нам оставь:)

Да и остальные собрались с опережением запланированного графика и в 7-30 выдвинулись в направлении г.Кашина. Попрощались со стояночкой на год, пробурились сквозь кусты и густую траву, и вышли на гребневую тропу.

Над г.Кашина сегодня лёгкая облачность. Ничего критичного в плане осадков на ближайшее время такие облака не предвещают, хотя, разумеется в более отдалённой перспективе - это плохие облака.

Несмотря на ранний час, жара уже стояла нестерпимая. Шли мы неторопливо, радуясь каждому дуновению ветерка, который, надо сказать, на хребте всё-таки присутствовал.

Ползём в гору. Жарко.

Всё лучше просматриваются три скальных пальца на склоне.

Иду наравне со скальными пальцами. Подходить ближе лениво, ограничусь видом издали.

Зато каждый раз я не ленюсь проведывать сосенки, растущие правее тропы на почти голом каменистом участке склона. Помню их крошечными, с тонюсенькими тремя-четырьмя веточками. Такое умиление у меня возникло, когда я впервые их увидела лет 10 назад. Не верила тогда, что эти деревца перезимуют хотя бы одну зиму.

Сейчас они подросли и приобрели характерную скрюченность и однобокость под влиянием господствующих ветров. Эдакий "семиглавский бонсай":)

Традиционно с этой точки я снимаю голубые из-за дымки волны горных хребтов.

Рядом с сосенками среди пахучих можжевельников, чабрецов и полыней растут карликовые кустики шиповника. Такие малявочки, а уже успешно плодоносят.

На вершине - всё как всегда: сломанный триангулятор, табличка о присвоении вершине имени Кашина взамен банального названия "Лысая" и дрова. И даже васин рюкзак вполне вписывается в формулировку "всё как всегда" - обычно, когда я доползаю до вершины именно там он уже валяется:)

Очередная панорама с вершины Кашина:

Все разглядывают окрестности и фотографируют.

А что, может замутим групповое фото? Не вопрос! За неимением штатива, приходится сооружать подставку из рюкзака и сумки от фотика и надеяться, что пока я добегу и усядусь среди друзей, эту конструкцию не сдует ветром:) Первый дубль - и я как всегда "сплю"! Вот почему бы заранее не надеть тёмные очки!

Дубль два - уже не "сплю", но лучше бы я всё-таки была в очках:) Кстати, с нами опять нет Игоря! Андрея тоже нет, но это понятно, он уже давно пасётся в черничных зарослях.
"Давайте поищем Игоря" - срывается с наших уст впервые, но будет повторено ещё много-много раз за сегодняшний день:)

Дальнейшие планы таковы - пройдя по этим зелёным холмикам с редкими вкраплениями скал до подножия видимого вдали пупырика (самой северной из вершин Семиглавого массива 1397 м), мы начнём спуск в зону леса. Но сначала мы намерены основательно затариться черникой!

Немного пройдя по тропе, ниже по склону бросаем рюкзаки, берём тару и углубляемся в чернично-лавровишнево-рябиново-азалиевые дебри, которые способны превратить в сущий ад путь туриста, пытающегося пройти сквозь них. Но для нас именно так выглядит "рай" - черничный:)

Черника большей частью в стадии зрелости, даже начинает слегка перезревать. В этом году она очень сладкая! Но вот незадача - недавний град побил ягоду. Так что обожраться можно, а собрать ягод товарного вида - надо постараться.

В принципе, не все кусты попадаются с перезревшей ягодой. Есть кусты с довольно упругими плодами.

Такую ягодку собираем, она хорошо перенесёт транспортировку.

Группа часа на полтора засела в кустах, где уже давно обосновался Андрей. То с одной, то с другой стороны с регулярной периодичностью раздавался шум и потрескивание ветвей, когда кто-то менял дислокацию. А затем из кустов полились песни - Алёна и компания устроили нам музыкальное сопровождение.

Этот черничник мы обнесли основательно. Не могу сказать, что больше нечего было собрать, но в планах было посещение ещё одного черничного местечка. Я кинула клич всем вылазить из кустов. Народ выползал медленно и неохотно - всё-таки в кустах хоть какая-то тень, а на гребне - пекло.

Побрели по гребневой тропе, изнывая от жары и невыносимой влажности, бросая взгляды в сторону моря. Может, поедем обратно через Джубгу? Тогда мы ещё не предполагали, насколько затянется наш ходовой день, так что идея заехать на море казалась реальностью.

Дотопали до первого скального участка. Мы с Любой проскочили его, а дальше образовался небольшой затор. Миниатюрной Насте каменные ступени оказались не по размеру.

Хорошо бы вперёд кого-то другого пустить, чтобы снизу её подстраховал. Я к этому моменту была довольно далеко и оценивала, что времени на возвращение уйдёт больше, чем потребуется Насте, чтобы спуститься. К тому же я была уверена, что Настя справится, она на этом маршруте не впервые.

Группа на пару минут застыла в ожидании. Идущий позади Андрей даже выбрался на гребень, посмотреть, чем вызвана "пробка".

Наконец, Насте удалось нащупать ногой ступень и спуститься. "Пробка" начала рассасываться.

По моим наблюдениям почему-то на каменисто-кушеристом рельефе многие игнорируют палки и несут их в руках как обузу. В то время как ими надо активно пользоваться! Посмотрите: те, кто используют палки - идут увереннее, а те, кто несут их в руках - постоянно ищут равновесие.

Это моё лично мнение, никому его не навязываю. Вася в такие походы вообще палки не берёт, потому как нагрузка ерундовая для него. Но для себя делаю вывод на будущее: народ надо учить ходить с палками. И пусть я не сделала этого в данном походе, зато теперь буду знать, чему стоит уделять больше внимания.

Мы с Любой рванули дальше.

Перед нами очередной скальный спуск. Проскакиваем его и наблюдаем, как там пройдут остальные.

Приятно видеть, что идущие позади самоорганизовались и теперь Настя не идёт первой. Но с тем, что Паша отобрал у неё палки, полагая, что делает это для её удобства, я категорически не согласна.

Палки на этом участке рулят!

Люба интересуется: "Нам туда наверх?" Ну да, вариантов вроде нет:)

Дожидаюсь, пока группа спустится со скал, и тогда уже следую за Любой.

Упс, обогнала Любу... но не потому что я лось, просто она остановилась ботинки зашнуровать. Запомните - я хожу по горам очень медленно. Это фото - случайность, не более того:)

С вершины локального пупыря открывается прикольный вид - над ГКХ от г.Семашхо до района пер.Дикил-Даш лежит пушистое облако.

Привал для очередного сбора черники. Сбрасываем рюкзаки и лезем в кушери. Нюанс этой точки сбора черники в том, что склон здесь более крут и передвижение в кустах сложнее. Ягода есть, но опять много перезревшей. Она крупная и сладкая, но больше годится для того, чтобы есть её прямо с куста, а не собирать. Поэтому после часа сидения в этих кустах возникает мысль о том, что на спуске в зоне леса черника, возможно, ещё не успела перезреть и там можно ещё собрать.

Когда мы выбираемся из зарослей на тропу, облачная картина уже другая. Нет больше пушистого облака, и теперь прекрасно виден ГКХ. Справа в долине просматриваются посёлки Гойтх и Папоротный.

Идём по накатанной колее - сюда часто ездят квадрациклисты из Анастасиевки.

Начинается спуск к лесу, где мы надеемся обрести тень и прохладу.

Войдя в лес, устраиваем привал на обед. Дальше не будет подходящего места. Пока народ делает чай и отдыхает, мы с Андреем пытаемся отыскать поблизости родник. Родник мы находим, но выглядит он как две маленькие лужицы, из которых пить явно не стоит.

Перекусив, мы выдвинулись вниз по Яшкиной тропе.

Шли по Яшкиной тропе недолго. Свернув вправо на заросший волок, мы приступили к самой "увлекательной" части нашего маршрута.

За 4 года (в прошлый раз мы ходили тут в 2012 г) волок сильно зарос, причём в основном ежевикой.

Где-то волок идёт покруче...

... где-то уклона почти нет.

Прямо под ногами из мелкого щебня прорастают лисички!

После очередного затяжного спуска, ушатавшего наши колени, отдыхаем на полянке.

В скором времени планировался сход с этого волока вправо, но я как-то легкомысленно подошла к этому вопросу и шла, не глядя в GPS. Визуально ответвления вправо я не заметила. Думала, что рано ещё. Когда поняла свою ошибку, возвращаться было далеко, да и не видела я отворота, хоть убей! Заросло всё конкретно!

Волок, по которому мы шли, отмечен на картах OSM, а нужный волок, который мы проскочили - нет. Честно говоря, я не впервые "попадаю" с треками с OSM, и тут бы насторожиться... особенно, когда начинается такое:

Внезапно волок закончился громадной промоиной. Мы направились в обход по узкой кромке затвердевшего конгломерата. Спасибо Андрею - он всех подстраховывал на этом участке.

Всю грандиозность промоины на фото передать не удалось. Там слева за кадром ещё ого-го...

Постепенно все подтянулись, и, немного офигев от увиденного, перебрались на полянку, откуда влево вниз читалось продолжение волока, а прямо вверх шла старая лесная дорога. На картах этой дороги нет.

Мы решили довериться лесной дороге, ожидая от волока ещё не одного подвоха. И на первом этапе пути всё шло прекрасно. Гребневая дорога вела нас сквозь пахучий пихтово-буковый лес.

Но затем дорога просто закончилась. Правда, было ответвление влево вниз в сторону того самого волока, по которому мы не пошли. Но мы польстились на другой спуск, который с трудом можно было назвать дорогой, но его направление показалось мне более логичным. Итак, мы свернули с гребня вправо. И вскоре оказались на звериной тропе, ведущей к ручью. Было некое сомнение - стоит ли спускаться, вдруг русло окажется непроходимым, но на вид - вроде нормально. К тому же - мы совсем недалеко от трека 2012 года. И я решилась идти вниз. Всё-таки воды реально очень-очень хотелось, да и Наташа недавно пригрозила выпить мне мозг, если не найдём воду:)

Но ходибельным русло было недолго. Вскоре мы в полной мере ощутили всю прелесть туапсинских пердей. Тут были и невероятно скользкое русло, и завалы, и лезущие в лицо ветви, и больно кусающая крапива...

И вылезти наверх отсюда было невозможно. Оставалось только идти вперёд. Раз я сюда народ завела, стало быть, мне и идти первой - разведывать путь и указывать другим, как пройти.

На удивление, мне этот каньонинг давался легко, но не покидало ощущение, что всё могло быть намного хуже:)

Предчувствия, как говорится, не обманули - и мы доканьонились до водопадика. Я, а следом и Алёна, обошли его по стеночке слева по ходу. Люба увидела альтернативный путь по скальной полке справа и все далее спускались так, как Люба.

Вот так - осторожно и без спешки, все и спустились. Дальше, насколько русло просматривалось, никаких сюрпризов не наблюдалось.

Отдохнули, подлечили растёртые ноги лейкопластырем, и снова в путь. В какой-то момент русло стало совершенно сухим, вода ушла вглубь.

Когда согласно показаниям GPS мы вышли на трек 2012 года, тот волок было не узнать - его порядком размыло и там, где он обязан был выйти на дорогу, всё было в завалах и феерических зарослях. Я находилась в некотором замешательстве и полезла в эти ебеня, велев группе ждать и не идти пока за мной. Помимо меня на разведку сунулись Сергей и Вася и оба нашли более приемлемые пути, чем я. Перекрикиваясь с группой, им удалось всех направить в нужную сторону.

Вскоре самой популярной фразой стала "Брод мне в ноги!"

"Брод мне в ноги!" стало даже популярнее "Давайте поищем Игоря!":)

Аня, кажется, слишком увлеклась бродами:)

И ей, похоже, нравится! Да и остальным эта заводь приглянулась. Мы остановились и полезли туда купаться. И это был кайф!

Сидим мы такие, а к нам Аня идёт с каким-то цветочком. Пригляделись - а это не цветочек, а лисичка!

И снова брод нам в ноги, теперь - в широком смысле. Дорога пошла по реке.

Нет смысла пытаться скакать по камням, всё равно ноги будут мокрые! Правда, у меня ноги остались сухими и можете считать это рекламой ботинок LOWA:)

На подходе к Терзияну удалось собрать немного лисичек. А Вася сразу сработал по-крупному и нашёл вот такой гриб:

Гриб источал настолько приятный запах, что Вася не мог оторваться:) На Настю, похоже, гриб произвёл какое-то суровое воздействие - она пыталась зверски на него наброситься, видимо, проголодалась:)

Выйдя на "главную" терзиянскую дорогу, мы разделились: майкопская часть группы и наши водители Вася и Дима пошли в посёлок, а остальные - в другую сторону, к броду, чтобы искупаться и привести себя в порядок. Купаться в реке всячески мешали проезжающие лесовозы и тракторы, но нам всё удалось. Выехали из Терзияна в 18-30, в Ростове были в начале третьего ночи.

А как же Игорь? Не поверите - он пришёл к машине на полчаса раньше, обогнав нас на спуске через Дикил-Даш, пока мы занимались каньонингом:)

Наш путь на карте:

А это - наш черничный урожай. Просушивается перед тем, как отправиться в морозилку.