Картофельная щель

Маршрут №11/2016 (27.02.2016): х.Афонка - щель Картофельная - хр.Маркотх - г.Квашин Бугор - щель Новороссийская - поляна Комсомольская (р.Адегой) (17,2 км., набор высоты 610м., сброс высоты 625м)
Трек: http://caucasia.ru/site/track/1341 или http://www.gpsies.com

Этот однодневный поход организовал Рома. Компания собралась большая и разношерстная: от горных бегунов до новичков. Нам такой расклад не совсем по душе, поэтому загрузив в навигатор Ромин плановый трек, отправились раньше основной группы вдвоем. Стартовой точкой нашего пешего маршрута было садовое товарищество "Нефтяник-1" в истоках реки Адегой. Сюда мы приехали на машинах из Новороссийска, через перевал Андреевский в хребте Маркотх. Когда-то на этом перевале стоял ресторан "Семь ветров", но сейчас его снесли. Говорят, развалины не понравились губернатору, и он распорядился их снести. По другим слухам, готовят площадку для очередного храма. Но все это только слухи.

Поход в Картофельную щель Рома планировал давно, даже "запрещал" нам без него туда ходить. И вот мы на маршруте. От дач пересекли реку Адегой вброд и быстро нашли нужную нам долину. Нормальные дороги или тропы быстро закончились, но идти по долине Картофельной щели было не сложно. Броды были умеренные, завалы не сильно доставали.

Первые пороги появились километра через 2 от дач. Единственный водопад, обозначенный на карте ОСМ, находится примерно в 2,4 км от устья Картофельной щели. Если бы не завалы из громадных стволов, водопад смотрелся бы достойно. Но и так сойдет...
Выше водопада в реку впадает орографически левый приток, который Рома принял за основной и по нему уходил плановый трек (т.е. вправо). Даже беглого взгляда было достаточно, чтобы понять, основной поток течет слева (орографически справа). По нему и пошли. Выше был еще один левый приток, но и он не был основным. Продолжая движение по основному и самому полноводному руслу, залезли в область сплошных завалов. Зато выше завалов, наконец, увидели основные водопады Картофельной щели. Правда все они сезонные и в засушливый период их нет.

Когда водопады и вода в щели практически закончились, полезли по склону вверх, в сторону дороги на хребте Маркотх. Вылезли на седловину между массивом 700м. (на северном склоне подписано ур.Монахово, наверное жил какой-то монах) и вершиной 668м. Оказались далековато от Квашиного Бугра. Мимо нас по гребневой дороге пронеслась группа мотоциклистов и квадрациклистов. Потом встретили еще и велосипедистов. Да, людно на Маркотхе было в тот день! На южном склоне Квашиного бугра увидели группы туристов, ползущих на вершину. О, да это "наши люди". Мы их нагнали уже на луговой вершине, но Ромы среди них не обнаружили. Наверное, он прошел по дороге по склону или спустился раньше с вершины.

Сделав панораму, вниз пошли по другому склону по тропе. Снова вышли на дорогу, где и обнаружили Рому. Он ждал отставших туристов. Мы договорились, что продолжим путь по плановому треку и спустимся в щель Новороссийскую - там тоже должны быть водопады. Рома сказал: "Хорошо, встретимся на лавочках возле родника". "Договорились".

С седловины Маркотхского хребта между вершинами Бол.Маркотх и Квашин Бугор на север отходит ездовая дорога (конечно для джиперов). На развилке сложен каменный турик. По этой дороге вниз и пошли. Дорога спускалась высоко по правому борту Новороссийской щели. Но каких-то признаков воды и тем более водопадов не было заметно. Когда дорога стала резко уходить вправо от щели (видимо в сторону лавочек с родником) - решили покинуть дорогу, и спустится по крутому склону в русло. По пути прошли какое-то странное заброшенное металлическое сооружение. Спустились к месту впадения справа притока (наверное, с родника), в котором оказался основной водоток. Главное же русло до слияния было сухим. Пошли по щели Новороссийской вниз. Скоро стали попадаться небольшие пороги и водопады. Завалы между тем и здесь были знатные. Завалы в русле свидетельствуют о временной обводненности щели. И если тут бывают паводки, то, наверное, не достаточно мощные, чтобы смыть все эти коряги. Или почва по берегам слишком мягкая и все новые и новые стволы сползают на дно ущелья после небольшого дождика.

Основной высокий водопад в Новороссийской щели нам понравился. Мы с удовлетворением признали, что ради этого водопада стоило сюда идти. Причем, чтобы спуститься к его подножью, пришлось очень далеко обходить по правому берегу. От водопада продолжили путь вниз по ущелью. В просветах между деревьями уже показались громадные цистерны нефтебазы "Грушовая". Логичнее было спуститься по долине вниз до реки Адегой и по знакомой дороге прийти к машинам, оставленным на дачах. Но мы зачем-то решили подниматься на хребет - такой путь был в запланированном треке. На хребет, точнее отрог г. Квашин Бугор, выбрались с трудом, т.к. в верхней части пришлось пересекать глубокие балки. На дороге увидели следы только что прошедших людей. Мы поняли, что Рома с компанией не стали спускаться в Новороссийсую щель, а прошли напрямую по дороге. На броде через Адегой перед дачами, мы всю компанию и догнали.
Переоделись и решили посетить еще пару местных достопримечательностьностей. Водопад на реке Ольховой - водопад прямо в поселке, сверху стоит дом. Но сам водопад очень даже ничего. А потом доехали до Афонки (раньше называлась Ахонка, Ахони) и пешком сходили на пикниковую Комсомольскую поляну. Главная достопримечательность поляны - памятник воинам 81-й Краснознаменной морской бригады. На этом активная часть маршрута завершилась.