Река Крученая - г. Мемедо

Маршрут №16/2014 (26-27.04.2014): Эриванская - р.Крученая (каньон, водопады, дольмены) - г.Мемедо - Эриванская (45,2 км.)
Трек: http://caucasia.ru/site/track/1056 или http://www.gpsies.com

В эти выходные в очередной раз сорвался маршрут с Ромой. Собирались на Лагонаки - посетить пещеры Пикетная, Красивая. Но не получилось... Нам не впервой быстро сочинять маршрут "на коленках", за полчаса накануне маршрута. Да нам и сочинять не надо. У нас же еще есть не пройденные притоки Абина с Коцехура: щели Мандрыкина, Крученая, Шовкунева, Постакиева. Щель Крученую выше коммерческого водопада мы и решили пройти, а заодно посетить вершину Мемедо и псевдо-крепость "Грозовые Ворота". К тому же мы давно не были в Эриванской - целых 2 месяца...

Подъезд к Эриванской у нас отработан "до мелочей". Выходим на "Сити", тормозим попутный автобус. У нас уже есть "свои" знакомые водители, а мы их постоянные клиенты. Поэтому нам останавливают, даже если автобус переполнен. Постоянных клиентов надо беречь и уважать! Многие водители междугородних автобусов знают, что в горах есть интересное место Эриванская и что в окрестностях станицы много достопримечательностей. Мы интересующимся водителям вкратце рассказываем о своих планах перед Светлогорским поворотом, где пересаживаемся уже на местные попутки. Подъезд на попутках до Эриванской - это каждый раз своя история. В этот раз нам попался интересный местный житель, охотник Александр. Как оказалось у него есть ксерокопии старых верстовых карт, которых нет у нас. Договорились при случае обменяться картами. К тому же Александр живет в долине Эриванской щели и подвез нас прямо к началу маршрута - подъему на хребет. Дело в том, что мы решили отказаться от нудной дороги к Крученой по долине Абина с многочисленными бродами (правда воды в этот раз было немного). Решили найти новый маршрут. По газотрассе мы ходили, а вот по водоразделу щелей Эриванская и Дурная еще нет.

Прямо от дома Александра поднялись влево на вершинку Батарейка (местное название), с которой начинается наш водораздел. Прямо по хребту идет отличная тропа-дорожка, по которой на автомобиле не проедешь, а пешком идти сплошное удовольствие. Мы долго вслух высказывали восхищение открытой нами "новой" дорогой в обход бродов по Абину. Как говорят местные по этой дороге "по буграм" можно дойти и до щелей Постакиева и Шовкунева. В следующем маршруте мы так и пойдем.

Наш водораздел через 7-8 км. выводит на газотрассу (на карте - развилка №17). Местные называют это место "Червоное". Далее знакомый участок пути вдоль газотрассы, с обходом по лесовозной дороге труднопроходимого участка газотрассы. В бассейне щели Беляева, вдали от троп и любопытных глаз, оставили рюкзаки. Дальше пошли налегке.

Решили проверить "обходной путь" к Крученой, не по заросшей газотрассе, как в прошлый раз в маршруте на Жаданова (25.01.2014). Нельзя сказать, что пройденный вариант был логичнее, но мы его проверили. Оказались на р.Крученой практически в ее низовьях. Пошли вверх по убитой джиперами дороге по Крученой на Коцехур. Пересекли вброд "Жаданова" - где-то тут был хутор, обозначенный на старых картах. Поднялись до развилки на коммерческий водопад "Крученый". Сам водопад с лесенками и тросами нас не интересовал - были, видели, снимали уже раза три и в лучшую погоду (сейчас у нас было пасмурно, периодически шел противный дождь). Поэтому обойдя коммерческий водопад справа по ходу посмотрели на него сверху и пошли вверх по щели Крученой.

Все ущелья с Коцехура на север чем-то похожи друг на друга, но одновременно у каждого есть своя изюминка. Ущелье Крученой нам больше напоминало каньон. Водопадов было немного и они были небольшими. Зато было много "плиточных водоскатов", которые мы наблюдали в соседней щели Жаданова.

Вышли по щели Крученой на хребет Коцехур. Под непрекращающимся дождем изрядно промокли, поэтому отказались от первоначальных планов возвращаться назад по кольцу через гору Мемедо. К тому же на гребне дул сильный пронизывающий ветер. Спустились самым простым путем по дороге вдоль Крученой, посетили разрушенный "Город дольменов" и вернулись в наш лагерь на щели Беляева достаточно рано. Странно, а здесь дождя не было. Вечером было все традиционно, включая шашлык...

На следующий день решили просто вернуться по разведанной нами дорожке в Эриванскую. Погода утром в воскресенье была отличная, солнечная. По пути прошли немного по абсолютно сухой каменистой щели Беляева, потом решили разведать старую тропу на гору Мемедо по водоразделу щелей Беляева и Эриванской. Эта тропа обозначена на старых верстовых картах (1905-12гг.) и частично на карте РККА (1941г.) Интересно, в каком она состоянии сейчас? Мы только немного поднимемся без рюкзаков, разведаем на будущее и вернемся, чтобы успеть на автобус в 15:00 из Эриванской...

Удивительно, но по гребню вверх пошел старый волок. На крутом участке волок затерялся в зарослях, но мы продолжили подъем в поисках старой тропы. Относительно "читаемая" тропа появилась лишь перед вершиной 686 м. Да тут уже недалеко и до лугов! Бог с ним с автобусом, опоздали наверное уже на него, прошли точку возврата в 12:00. Азарт первооткрывателей нас гнал все выше и выше. Тем более тропа стала совсем "приличной", даже вершину 686 м аккуратно обошла по склону.

Так незаметно оказались на отличной панорамной вершине Мемедо (~760 м.). Чуть ниже высшей точки увидели псево-крепость "Грозовые ворота", которые ушлые коммерсанты выдавали туристам за декорации одноименного фильма. Дело в том, что декорации настоящих "Грозовых ворот" оказались на какое-то время недоступными - перекрыли дорогу к ним. Но не упускать-же прибыль. Коммерсанты наспех смастерили развалины псевдо-крепости. Особенно "эффектно" в стенах смотрятся современные кирпичи, вперемежку с местным камнем...

На спуске на обратном пути старались все же отыскать прерванный участок тропы. Прошли значительно "чище", но все же единой хорошей тропы не обнаружили. Но и особых проблем с проходом по этому гребню тоже нет. Вполне логичный и самое главное самый короткий и прямой путь в Эриванскую. А что там со временем? До автобуса еще 2 часа 15 мин. - это от волока, где оставили рюкзаки. А может успеем? Всего-то 9 км за 2 часа!

Конечно же успели, еще 20 минут ждали отправления. Ну а с Абинска (от "Союза") мы уезжать умеем вообще без проблем.