Щель Третья (15-й приток Абина)

Маршрут №8/2014 (22.02.2014): Эриванская - щель Третья (15-й приток Абина) - хр. Коцехур - щель "Чубатая" - Джигит-камень - Адербиевка (21,4 км).
Трек: http://caucasia.ru/site/track/1038 или http://www.gpsies.com

В маршруте под № 8 (22.02.2014) в этом году мы решили пройти Третью щель, которая является 15-м притоком Абина. Вот такой каламбур или нумерология или еще какая ... получается.

На самом деле - все просто. Мы давно уже задались целью пройти все притоки Абина, текущие с хребта Коцехур. И кстати, бОльшая часть уже пройдена. Для удобства решили присвоить нумерацию всем притокам, начиная от истока ("Тхабских шаров"). Причем номер присваиваем только притоку, который начинается непосредственно с хребта Коцехур и впадает в Абин (это все левые притоки). Щель Жаданова, хоть и начинается с хребта Коцехур, но впадает не в Абин, а в Крученую (12-й приток Абина). Поэтому Жаданова у нас имеет номер 12/1. Это в качестве маленького ликбеза.

Так вот, маршрут 22-го февраля планировался кольцевой, исключительно по северным щелям Коцехура: Третьей и Мандрыкина. С возвращением в Эриванскую к 19-часовому автобусу. Но получился очередной маршрут "Через горы к морю". Лично мы таким резким изменениям запланированного маршрута уже не удивляемся...

Традиционно садимся на попутный автобус от Сити (на Веселовку в этот раз), доезжаем до Светлогорского поворота и там голосуем до Эриванской. Вдвоем уехать совсем несложно, причем часто нас подвозят бесплатно (но не в этот раз).

Трек по Третьей щели у нас был забит в навигаторе, поэтому без особенных проблем дошли до нее - не блукая по улицам станицы. По пути пересекли сначала щель Эриванскую (по автомобильному мосту), а потом и Пушкарева (есть пешеходный мост). Отметили для себя, что воды умеренно много, особенно в Эриванской.

Вдоль Третьей щели когда-то шла лесовозная дорога. Сейчас ее практически нет - заросла, местами обвалилась. Но идти несложно, тем более все щели вблизи Эриванской имеют вид крутых ущелий-каньонов только в самых истоках, а нижнее и среднее течение - это широкие и "спокойные" долины.

Каньон в Третьей щели понравился. Симатичный, несложный для проходждения, без завалов. Но и без высоких водопадов. Высота водопадных уступов не выше 2-3 метров. Но мы об этом догадывались и до маршрута, так как по словам местных (эриванцев) "большие водопады есть только в щели Постакиевской". Мы там были в мае в прошлом году.

В верховьях Третьей щели, где сливаются два равнозначных истока, мы пошли по водоразделу между ними - как и было запланировано (по треку). Но поднявшись на хребет Коцехур засомневались: "А стоит ли возвращаться в Эриванскую по щели Мандрыкина? Можем и не успеть на автобус в 19:00". Другое дело Адербиевка - оттуда автобусы уходят через каждые полчаса. Связываемся по телефону с Юрой и Ромой, чтобы выяснить, "а что там интересного нас ждет на спуске в Адербиевку?". Никто ничего толком не знает. Ну что же - идем по любой щели вниз - а там разберемся. В навигаторе видим щели Буковая, Тютюнова и еще какая-то не подписанная щель, которая начинается прямо от вершины Чубатой. Пойдем по ней и назовем эту щель "Чубатой" по логике. В щели Чубатой тоже не оказалось высоких водопадов. Но было много симпатичных невысоких водопадов, порожков в травертинах-известняках с зеленым мхом и с ярким весенним солнцем. Это же уже южные склоны. Поэтому и настроение было солнечное.

Наша щель "Чубатая" - это левый приток щели Буковой, по которой уже шла дорога. Кстати здесь оказалось две Буковые щели - одна с Коцехура, другая с Маркотха. Наверное от места их слияния вниз общую реку и надо называть Адербиевка (или Адерба, или даже Мезыб на некоторых картах). От этого места по Шпальному хребту вверх идет дорога через пер.Бабича в Шапсугскую. А в противоположную сторону, вниз - дорога в Адербиевку. Над дорогой проходит ЛЭП - заметный ориентир на всем пути.

В месте впадения в Адербиевку щели Грабовой есть достопримечательность - Джигит-камень. Ничего особенного, но разок посетить можно.

Конечная остановка рейсового автобуса в Адербиевке сейчас на правом берегу, где тоже построили много домов. Мы уезжали с предпоследней остановки (от магазина). А из Геленджика уже привычно выбирались на Ставропольском автобусе на 19:30. Кстати, сейчас обязательно при покупке билета нужно иметь паспорт - иначе билет не продадут! И на посту перед Абинском паспорта проверяют.

Авторы - Елена Алешичева, Игорь Бутвин.