Водопады щели Жаданова

Маршрут №5/2014 (25.01.2014): Эриванская - "газотрасса" - щель Жаданова - хр.Коцехур - Адербиевка (28,3 км).
Трек: http://caucasia.ru/site/track/1035 или http://www.gpsies.com.

Вообще-то целью очередного маршрута на притоки Абина была щель Шокунева (Шовкунева), т.е. 10-й приток Абина. Девять предыдущих от истоков мы уже прошли. Погоду на субботу обещали хорошую - легкий морозец, солнце. Все предвещало отличный "беcпроблемный" маршрут...

Уже привычно вышли из транзитного автобуса на "светлогорском повороте" перед Абинском. Правда до рейсового автобуса на Эриванскую еще минут 40 надо было мерзнуть на остановке. Но нас выручили местные жители - подбросили нас Оке до села, причем совершенно бесплатно (как мы в таком авто уместились вчетвером?!). Вообще мы так часто появляемся в этом году в Эриванской (уже 3-й раз), что нас уже скоро будут принимать за своих.

Вышли за околицу вверх по Абину. Дорога подмерзла, грязи нет - даже сапоги одевать не обязательно. Перед 1-м бродом конечно сапоги одели и обратили внимание, что брод проходится "на грани". В прошлый раз (12.01.2014) этот брод даже не заметили. Когда же подошли ко 2-му броду, стало ясно - выше без купания не пройти. Резко меняем маршрут на запасной - у нас еще не пройдена щель Жаданова. А Шовкунева пока подождет.

К Жаданова можно пройти без глубоких бродов, по газотрассе. Вдоль газотрассы идет вполне приличная дорога, но только там, где трасса идет по хребтам. А там, где она пересекает многочисленные балки, дорога портится очень сильно - заросла, местами ее смыло. В этом месте проще идти рядом по лесу. Газотрасса пересекает щель Жаданова немного ниже коммерческого водопада "Крыло Ангела" и дальше уходит на противоположный склон на склоны г.Крученой. Там с дорогой или тропой вообще полный атас...

Воды в щели Жаданова оказалось ожидаемо много. Подошли по дороге к турприюту возле коммерческого водопада. Местный сторож нам рассказал, что недавно был очень мощный паводок, вода почти подступила к постройкам. Лесенки к водопаду в очередной раз смыло. Поэтому подойти к самому водопаду по скользким, заледенелым скалам оказалось проблематично. Но не очень то и хотелось. Наша основная цель не этот водопад, а ущелье Жаданова выше него.

Водопад обошли слева по ходу по крутой, заснеженной тропке. Ущелье выше оказалось довольно широкое, по сравнению с другими подобными притоками Абина. И чистое - нет (или почти нет) завалов из поваленных стволов. В одном месте, справа по ходу увидели даже следы старой "черкесской" тропы по склону. Похоже, выше она уходит вверх вправо на гору Мемедо.

Через некоторое время в русле увидели небольшой 4-метровый водопад. А за ним "ледяное царство" - обрывистый правый склон (левый по ходу) весь в сосульках. Впечатляющая картина.

Следующими достопримечательностями в щели Жаданова были "плиточные водопады-водоскаты". А за ними на левом притоке, текущем с вершины Мемедо, обнаружили приличный водопад. Но возможно, что в засушливый период его нет.

Потом привлек внимание громадный тис, свисающий над рекой. И еще были симпатичные места - небольшие пороги, каньоны. Вообще ущелье Жаданова понравилось. Завалов практически нет, идти несложно, несмотря на то, что узкая его часть довольно длинная - 4-4,5 км. Соседние ущелья обычно короче - 1,5-2 км.

Вот так "с шутками и прибаутками" дошли до самых истоков Жаданова. Точнее, до родника-колодца, аккуратно прикрытого крышкой. Рядом добротный охотничий домик "Греческая бригада 1". На хребте Коцехур свернули налево по гребневой дороге и спустились в Адербиевку по водоразделу щелей Свиридонова и Цегельской. Сразу сели на автобус до Геленджика (19:00), а из Геленджика уехали на пятигорском автобусе в 20:50.

Авторы - Елена Алешичева, Игорь Бутвин.
Tags: 1 день, Абинский район, Геленджик, река Абин, хребет Коцехур, щель Жаданова