Больничная щель - Мальцев ерик

Маршрут №39/2016 (11.12.2016): Горячий Ключ - щель Больничная - вдп. Серебряный шнур - ерик Мальцева - вдп. Пасть Дьявола (Псечиако) - Шапошниковы поляны - Горячий Ключ (16,2 км., набор высоты 500м., сброс высоты 500м.)
Трек: http://caucasia.ru/site/track/1428 или http://www.gpsies.com

Короткий зимний маршрут в окрестностях Горячего Ключа. Свои коррективы внесла погода. Точнее, достаточно глубокий снежный покров в ущельях и на хребте Котх. Мы помнили, как неделю назад проваливались по пояс в снегу в Прямой щели (Чибий). Но тогда у нас были сапоги-чулки ОЗК. В этот раз решили обойтись обычными резиновыми сапогами. Может и зря, т.к. несколько раз пришлось вытряхивать снег из сапог. Но все по порядку...

Основной целью нашего маршрута были щели Церковная и Больничная. Планировали сначала подняться по щели Церковной, а потом перевалить в Больничную. Но уже в Горячем Ключе передумали, и решили идти в обратном направлении. Маршрут начали от пешеходной зоны ул. Ленина. Прошли по аллее мимо арки "Курорту 140 лет", оставили справа главное здание санатория "Предгорье Кавказа" и свернули влево по проулку в сторону Больничного ручья. Дорога по проулку заканчивается возле пансионата "Дубрава". Здесь нас ожидало первое препятствие - дорожку в щель Больничную перегородили упавшие стволы деревьев. Похоже, накануне здесь свирепствовал ураган. Одно из упавших деревьев даже повредило крышу строящегося корпуса санатория. Пришлось обходить завалы деревьев по снежному склону. Спустились в ущелье Больничного ручья. Воды оказалось прилично! Первые же броды показали, что в наших сапогах переходим ручей "на грани".

Через 650 м. от последних домов санатория, в Больничную щель впадает орографически левый приток (справа по ходу вверх). В нем на карте ОСМ обозначен "водопадик". В одном из описаний "Больничный ручей в Горячем Ключе" этот "красивейший водопад – называют ... Серебряный шнур. Высота этого водопада – пятнадцать метров." Водопад нас впечатлил. Все ручьи сейчас в период таяния снега полноводные. Поэтому мы увидели не какой-то там "водопадик", а целый "водопадище". Снова вернулись к Больничному ручью, и пошли вверх по течению. По пути прошли симпатичные скальные ворота. Подошли к вытянутой вдоль ущелья скале из песчаника. В середине скалы грот с засохшим деревом. Как образовался этот грот, и откуда там взялось дерево осталось загадкой. Так или иначе - это 2-я достопримечательность Больничной щели, которую стоит посетить. Сразу за скалой тропа круто поднимается на водораздел с Церковной щелью. На хребте привлекает внимание сосновая роща, скорее всего искусственного происхождения.

Здесь мы решили изменить свои планы и сходить к водопаду в истоках Мальцева Ерика, вместо Церковной щели. Поднялись по снежной дороге на хребет Котх. По мере набора высоты снега было все больше и больше. В некоторых местах на хребте Котх снега "надуло" до полуметра, сапоги уже не спасали. А местами снег был вообще сдут.

На спуске к водопаду на дереве обнаружили слега подмерзшие, но вполне кондиционные вёшенки. Значит мы еще и "по грибы сходили".
Водопад Пасть Дьявола (Псечиако) в истоках Мальцева Ерика оказался на редкость полноводным. Правда вода была грязноватая. Спускаться вниз по ущелью Мальцева Ерика было не разумно. В наших сапогах броды мы бы не преодолели, не замочившись. Поэтому снова поднялись на хребет и продолжили путь по водоразделу Мальцева Ерика и щели Кладбищенской. Снега здесь было меньше, чем на Котхе, поэтому идти было проще. Спустились к пикниковым Шапошниковым полянам на окраине Горячего Ключа. Времени до электрички было достаточно. Поэтому до ж-д вокзала прогулялись пешком.

Авторы - Елена Алешичева, Игорь Бутвин.
Tags: 1 день, Горячий Ключ, водопады, хребет Котх, щель Больничная, щель Мальцева