Бергамот...Бармаглот... БЕРМАМЫТ! Прогулка по Большому...

Оригинал взят у asvetka в Бергамот...Бармаглот... БЕРМАМЫТ! Прогулка по Большому...
Моё первое, и, надеюсь, далеко не последнее, посещение Большого Бермамыта произвело на меня громадное впечатление. Это один из случаев, когда реальность значительно превзошла ожидания, и я безумно рада, что на майские сделала выбор в пользу "банальной" и неторопливой прогулки по Бермамытам.

С погодой нам невероятно повезло - было облачно, но ровно настолько, чтобы подчеркнуть красоту, а не сделать пейзажи мрачными. Да и как без облаков? Они позволяют лучше почувствовать объём и осознать, что ты находишься в той самой "кухне погоды", откуда затем и приходят на равнину майские ливни и грозы:)

Итак, от перевальчика мы решили идти сперва на Большой Бермамыт. Во-первых, потому что ближе, а во-вторых, потому что с высоты Большого Бермамыта и прикинем, как следует идти на Малый.

Вообще-то, от перевальчика дорога вверх продолжается, но тут уж, если ты не на колёсах, следовать ей нет никакого смысла. И мы, пройдя по дороге самую малость, предпочли продолжить подъём вблизи обрыва.

И совершенно правильно сделали, что пошли вдоль обрыва! Ведь практически сразу мы приметили тропку в сторону Малого Бермамыта. Проследив её направление, мы решили, что сможем избежать большого сброса высоты, т.к. тропка прослеживалась на не очень приятном на вид осыпном участке. Но на этом мы сразу и позабыли об этой тропке... ведь нас практически наповал сразил вид медленно выползающего из облаков Эльбруса!

Несколько минут назад, на седловине, Эльбруса почти не было видно. А сейчас, глядите, какая прелесть! Какой прозрачный воздух! Какие чёткие очертания! И облачка эти совершенно в тему.

Облачка довольно шустро двигались в нашу сторону. Было заметно, что за хребтами облачности нет, стало быть, оттуда новую порцию не принесёт, а это значит, что увеличиваются шансы на то, что Эльбрус откроется ещё больше. Это только вопрос времени. А времени у нас сегодня просто дофига!

Мы продолжаем подъём, постоянно поглядывая в сторону Эльбруса, но не забываем и под ноги смотреть. А под ногами среди сухой травы мы обнаруживаем прострел албанский Pulsatilla albana, причём к далёкой стране Балканского полуострова это название никаким боком, это наш кавказский эндемик. Название "албанский" дано этому растению, как и многим другим кавказским растениям, в честь древнего государства - Кавказской Албании.

Бермамытские обрывы выглядят местами пугающе, многие камни уже давно откололись от основного массива и только ждут своего часа, чтобы влиться в состав подскальных осыпей. В процессе прогулки меня часто терзал вопрос - какова статистика несчастных случае в этих местах? Людей сюда приезжает великое множество, наверняка, кто-то из них - не на трезвую голову, кто-то - любитель экстремальных селфи, кто-то просто неосторожен... всё может быть. Думаю, здесь излишняя осмотрительность не помешает.

Хотя заметно, что все более-менее прочные каменные уступы истоптаны, видимо, неискоренимо в людях стремление лезть на край, чтобы заглянуть вниз или в поисках более выгодного ракурса на окружающую красоту. Да и сама я, бывает, лезу в такие места, полагая при этом, что я очень осторожна, а вот тут иду и думаю - а так ли оно на самом деле? Прямо философское место какое-то, заставляет задуматься:)

Тем временем прямо по ходу вырисовались развалины метеостанции и синий туалет с видом на долину Хасаута:)

Метеостанция была построена в 1934 году, но до наших дней, к сожалению, не дожила. Сейчас место вблизи вышей метеостанции используется под пикники, тут и мангал, и столик с лавочками. Но общее впечатление захламлённости меня лично останавливает даже от недолгих посиделок здесь. Правда, Вася с Олегом на какое-то время зависли возле метеостанции, наверное, что-то их там заинтересовало. Я же пошла дальше.

В поле зрения появляется триангуляционный знак, установленный на вершине. Но я не буду спешить туда, меня заинтересовал другой объект - какое-то строение чуть ниже обрыва на скальной полочке. Иду туда.

А это, оказывается, кафе. Сейчас немного не сезон - на лавочках и столиках залежался снег, а с каменного потолка капают сосульки.

Но, согласитесь, наверное, немного найдётся мест, где вам смогут предложить такой столик с видом на Эльбрус.

Поднявшись с полочки, на которой расположено кафе, я продолжила путь к вершине Большого Бермамыта. При этом я то и дело поглядывала на Эльбрус, чтобы не проморгать момент, когда облачка над ним разбегутся.

На обрыве ещё заметны следы ночного снегопада и морозца.

Рассматривая один из скалистых ступенчатых участков, я замечаю, что облака удачно убрались подальше от двуглавой вершины.

Вот именно чего-то такого я и ждала! На большее, видимо, рассчитывать не стоило, облака примерно в равных объёмах как исчезали, так и появлялись, а солнце припечёт - так их, возможно, ещё больше станет. Поэтому даже за такой вид - большущее человеческое спасибо сегодняшней погоде:)

До вершины уже рукой подать. Остатки снежников встречались на подъёме и раньше, но этот вблизи вершины, по-моему - самый внушительный.

Издали кажется, что по обрыву не пройти - снег подходит почти под самый край скал. Но всё-таки можно попытаться там осторожненько протиснуться. А высота скал в районе вершины ого-го...

Конечно же, можно было этот снежник обойти справа, или вообще через него перелезть, но я посмотрела на узенький проход по краю - да и прошла. Места там вполне достаточно. Потом вернулась, накорябала палкой на снежнике "БЕРМАМЫТ", чтобы всем, кто придёт сюда позже, было понятно - как называется вершина, а то вдруг кто-то не в курсе:)

Мои спутники, задержавшиеся у развалин метеостанции, наконец-то, поднимались ко мне. А я в это время исследовала обрывы в районе вершины, радуясь, что сегодня такая прекрасная видимость.

Чудесно смотрятся два яруса рыжих скал Большого Бермамыта и массив Гудгоры на заднем плане.

Между Гудгорой и Большим Бермамытом расположены довольно глубокие ущелья р.Эшкакон и её притока Тешикташ, и это обстоятельство удержало меня от попытки даже думать об однодневке, включающей и Бермамыт, и Гудгору. Не потянем мы такой марш-бросок. Или надо идти хотя бы на пару дней с палаткой. Но вчера мы сделали выбор в пользу прогулки налегке, поэтому Гудгорой любоваться будем лишь издали.

При взгляде с Большого Бермамыта открываются поистине бескрайние просторы. Если честно, то в какой-то момент мне всё-таки захотелось убрать все эти облака и рассеять лёгкую дымку, чтобы увидеть все-все-все горы насколько это возможно:) Знаю, что отсюда на западе видны Тхачи, но может быть, видно что-то и ещё более удалённое? Хотя вряд ли... Передовой хребет зачастую не даёт заглянуть дальше.

С видом на юго-запад похожая ситуация - даже если убрать облака, то из-за стены Передового хребта мы увидели бы лишь некоторые самые высокие вершины Бокового хребта. Насчёт вершин ГКХ вообще сомнительно, что с этой точки какая-либо из них доступна наблюдателю. Но не стану это категорично утверждать, ибо знаю как минимум одну вершину ГКХ, видимую со Скалистого хребта - Аксаут с Баранахи, может и здесь есть что-то подобное.

К востоку от Эльбруса с вершинами у меня довольно большой затык, плохо я тот район знаю... Разве что тёмную пирамиду Каракаи как-то сразу взгляд выцепил. Ну, а дальше как-то получше с опознанием дело пошло.

С ходу удалось опознать глубокое ущелье чуть правее западной вершины Эльбруса - ущелье Голубого ручья, по сути - истока Тоханы, первого левого притока Худеса. Слева от ущелья массив г.Ташлысырт (3465,0 м) с г.Кызылкол (3101,2 м) на переднем плане, справа - г.Кызылкая (3638,9 м).

Смотрим ещё далее на запад - правее ровного заснеженного гребня облаком прикрыта вершина г.Зарауса (3368,1 м), далее видно ущелье р.Перевальная и за ним начинается хр.Садырляр. Сама вершина Садырляр в этот кадр не влезла, она чуть правее и тоже в облаке.

Насладившись панорамой заснеженных хребтов, мы продолжили знакомство с Большим Бермамытом. Если на вершине есть триангулятор - то взобраться на него это ж святое дело:)
Мой GPS намерил в районе вершины 2583 м высоты, с официальными данными (2592,3 м) это немного расходится.

Но продолжим прогулку, а то что-то мы надолго тут зависли. Идём вдоль обрыва в сторону Гудгоры мимо одного из последних залежавшихся снежников. Кто-то тут с утра уже потоптался, видимо, встреченная нами на подъёме группа, больше вроде некому, пока мы совершенно одни на Большом Бермамыте.

Потихонечку удаляемся от вершины и снова выбираемся на край обрыва.

Заглядывать вниз в некоторых местах лучше лёжа, т.к. при порывах ветра как-то неуверенно чувствуешь себя над пропастью:)

Гудгора (2489,7 м), как недосягаемая в этой прогулке цель, так и манит. Однозначно, стоит когда-нибудь устроить и туда прогулку, пусть даже такую же однодневную налегке.

Не знаю, оттуда ли "ноги растут" у её названия, но якобы в её скалах множество пустот, попадая в которые, ветер гудит и завывает, что вокруг стоит постоянный гул. Хотелось бы проверить эту версию.

Вдали за Гудгорой проглядывает скальный массив г.Гумбаши (2313,5 м).

Облака кучкуются и медленно сползают по слегка наклонному плато Гудгоры, которая чуть ниже Большого Бермамыта, а над нами наблюдается какая-то погодная аномалия - облака идут в более высоких эшелонах, да и не столько их много, как над Гудгорой. Так что нам предоставлена прекрасная возможность увидеть бермамытские скалы, ярко освещённые солнцем, разглядеть множество их оттенков.

Но постепенно облака, стройными рядами ползущие в нашу сторону, начинают сгущаться и завоёвывать небесное пространство. Полупрозрачные тени ложатся на веером расходящиеся долины Тешикташа, Киччиузена и Эшкакона, да и Бермамытское плато слегка притеняет. Но всё равно красиво!

Вдали на краю плато замечаем машину. Оказывается, мы уже здесь не одни:) И если машина там стоит, значит, в том месте есть что-то интересненькое. Скоро дотопаем и посмотрим, чем они там любуются.

Однако это только кажется, что дойти до дальнего края плато это пара пустяков, в реальности мы тормозимся после каждых нескольких шагов:) Рассматриваем горы, пытаемся угадать, где что, а из-за облаков не очень-то и получается.

Вот, к примеру, такая картинка - с первого взгляда вообще нет никаких идей...

А тут ситуация получше - сразу угадываем проглядывающую из-за понижения в Передовом хребте вершину Куршо (3870 м). Это она, сомнений нет, я очень хорошо знаю её очертания с различных ракурсов.

"Привязка" к Куршо позволяет определить и другие объекты. Собственно, то самое понижение, из-за которого Куршо видна - это довольно низкий хр.Енукол, в который упирается с трудом различимая издали долина р.Эльмезтебе.

По обе стороны долины Эльмезтебе легко определяются две вершины - одноимённая вершина Эльмезтебе (3260,7 м) слева и Эльбаши (3163 м) справа. Примерно под вершиной Эльбаши на плато, возвышающемся над долиной Худеса, виден дым, мешающий рассмотреть район озера Хурлакёль. Далековато, конечно, и точно сказать нельзя - видно ли отсюда Хурлакёль, но район определён точно.

Есть ещё один верный ориентир на Хурлакёль - две глубокие складки рельефа на склоне хр.Эльбаши, образующие букву У. Эта характерная "У" часто попадает в кадр вместе с озером Хурлакёль, а сейчас благодаря тому, что складки забиты снегом сверху донизу, она видна с такого расстояния! А ещё очень чётко видна траверсная тропа, взбирающаяся на северо-восточный отрожек хр.Эльбаши.

Не удивляйтесь, что я так много внимания уделяю озеру Хурлакёль и его окрестностям - просто именно оттуда я увидела Бермамыты и решила их посетить. Теперь хочется отсюда тот район поразглядывать.

Усилием воли мы прекращаем пялиться на горы и продолжаем путь, предвкушая в ближашие минуты что-то восхитительное. Видите, какой причудливый скальный столб торчит впереди?

Но подойдя ближе, мы уже и думать про этот столб позабыли, ведь нашем взору открылся так называемый "амфитеатр".

Скальный мостик по центру "амфитеатра" - излюбленное место для фотографирования на фоне гор.

Конечно, выглядит мостик слегка пугающе - вроде и широкий, но понимаешь, что есть куда лететь с него.

Удивительное это скальное образование, "амфитеатр"...

Олег взобрался на мостик, позирует. А Вася уже на другой обрыв перебрался, оттуда "амфитеатр" рассматривает.

Затем Олег предложил нас сфотографировать на мостике, и мы немного подурачились:)

И вдруг как гром среди ясного неба - звуки мотора вдалеке, а через несколько минут бац! и "таблетка" на скорости въезжает на обрыв, тормозя у самого края. Из остановившейся в нескольких метрах от обрыва "таблетки" стали выпрыгивать ошеломлённые поступком водителя пассажиры, но испуг быстро прошёл и они приступили к фотографированию. А мои спутники покачали головой - а если бы тормоза отказали? джигиты, блин...

Поскольку в районе "амфитеатра" стало как-то людно, мы поспешили отсюда уйти, ещё раз напоследок окинув взглядом это потрясающее скальное образование.

Но мы недалеко ушли... потому что в непосредственной близости от "амфитеатра" находится ещё один объект. Я называю его "бермамытские пальцы":) Это сглаженные скальные плиты на краю обрыва, чем-то напоминающие огромную ступню.

Эти гладкие скалы довольно часто мелькают в сети среди фотографий с Бермамыта.

С такого ракурса на ступню больше похоже:

Мы снова направились в сторону Гудгоры, но Вася с Олегом пошли по дороге, а я всё никак не могла отойти от края обрыва. И неожиданно отметила, что этот самый обрыв чуть отодвинулся... можно чуть приспуститься с плато и идти по осыпной полочке. А на этой полочке - ну просто аллея туров!

Не знаю, что это за традиция тут такая - туры складывать? У нас, туристов, на этот счёт свои соображения, нам туры для ориентирования нужны. А тут они зачем?

Думала я, думала, и не нашла лучшего объяснения, чем такое: туры складывают, чтобы ещё раз вернуться! Ну, это как в море монетку на память бросают. Хотя я и не уверена, что моя версия правильная, но она мне так понравилась, что я тоже сложила здесь тур. Я уже точно знаю, что хочу сюда вернуться!

Наконец, это случилось!!! Мы добрели до края плато. К этому моменту машина отсюда уже уехала и мы снова были наедине с Большим Бермамытом. Здесь тоже есть прикольнейшие скальные утёсы.

Но главная изюминка этого места - вот эти рыжие как бы отдельно от основного массива стоящие столбы. Из называют "Монахи", но мне не удалось уловить никакого сходства в этих скалах с человеческими фигурами, как я ни пыталась. Да пусть будут "Монахи", мне без разницы, главное - что они просто потрясающие!

Вообще, массив Большого Бермамыта тянется ещё и дальше, намного дальше. Но у меня не было сведений, что там есть что-то мегапримечательное. Поэтому мы ограничились осмотром дальней части массива отсюда.

Ущелье Эшкакона при взгляде сверху производит впечатление полнейшей непролазности. Как оно в реальности, мне неизвестно.

К "Монахам" можно подойти поближе по скалистому отрожку.

Каким крошечным кажется человек в сравнении с этими скальными "Монахами"...

Невообразимый простор!

Собственно, вот этот отрожек, наиболее близкий к "Монахам", при ближайшем рассмотрении. При ветре тут находиться немного страшновато.

Сбоку видна "голова" одного из "Монахов", вся в трещинах.

У самого края цветут кустики камнеломки. Странно, вот почему тогда не пришло в голову заглянуть отсюда вниз? Сейчас, глядя на фото, очень хочется узнать, как выглядят сверху оба "Монаха".

К этому моменту натикало уже 13-00 и нам как-то нестерпимо захотелось перекусить. Мы немного отошли от "Монахов", спустились в ложбинку с красивым видом на дальнюю часть плато и устроили привал. Наковыряли снега в кастрюльку, а пока он топился, завалились на траву отдыхать. Затем попили чаю с бутербродиками и сладостями, да и решили подрыхнуть. Встали рано сегодня, можем себе позволить отоспаться в обед:)

Однако, пока мы спали, ветер переменился, и проснулись мы, собственно, от того, что стали замерзать от его порывов. Наверное, если бы ветер не сменился, всё равно бы проснулись от громких восторженных воплей каких-то школьников, которые понаехали как раз в район "Монахов" и бегали по склонам:) А может, они потому так орали, что заметили три наших скрючившихся тела на траве?:)

Мы глянули на часы - 14-45, ого, поспали! Быстренько собрались и почапали по дороге обратно в сторону вершины. У нас же в планах ещё и Малый Бермамыт. Но облазить всё до заката, думаю, успеем. Вот только позади нас уже всё заволокло, да и впереди облака как-то низко сидят... Нет, осадков из них не будет, но виды они могут изрядно попортить:(

На обратном пути к вершине нам стали встречаться довольно большие группы людей, и не только матрасников, тут были и туристы. К примеру, эти ребята сообщили, что идут с Джилы-Су, но мы им не очень и поверили - они ж налегке и за день оттуда не дойти! А они заверили нас, что ночевали в каком-то коше. Ну, не знаю, может и так...

В поле зрения появляется наша очередная цель - Малый Бермамыт. И как назло - район Эльбруса весь в облачности... А мы ж с Малого закат смотреть собираемся. Только покажут ли нам сегодня закат, вот в чём вопрос...

Возле метеостанции - шашлычный аншлаг! Поинтересовались у джиперов, как они ехали - оказалось, что все из Кичи-Балыка сюда прорвались. Причём "прорвались" - это на полном серьёзе, пришлось много снежников раскапывать. Вот потому так поздно сегодня на Бермамыте появились пикниковые компании. Снега много ещё по пути.

А вот и те, кто ехали не через Кичи-Балык, а через Схауат. Они предпочли бросить машины на перевальчике. Действительно, особого смысла в подъёме на плато на машине как бы и нет, если собираешься уезжать тем же путём.

А самые внимательные смогут разглядеть внизу и нашу машину:) Но если не разглядели - не беда, главное, что мы разглядели и успокоились, что с ней всё хорошо:)

Да, что-то облачная картина не радует... Где виды? Над долиной Хасаута совсем мрачно как-то. Честно говоря, в наши головы закралось сомнение - стоит ли идти на Малый Бермамыт? Или всё равно мы ничего с Малого не увидим и лучше сразу возвращаться в лагерь?

Но времени всего 15-40, как можно так рано заканчивать прогулку?:) И мы решили идти-таки на Малый.
А вся наша прогулка по Большому Бермамыту на карте выглядела так:

Следующая часть "марлезонского балета" ожидалась не столь попсовой. На Малый Бермамыт ходят гораздо реже, чем на Большой. И это обстоятельство подзадоривало - надо же пойти и увидеть то, что видят немногие...