Скупкова щель

Маршрут №02/2017 (03.01.2017): пос.Пшада - щель Скупкова - дольмены - ур.Цыганков аул ("Звездный портал") - водопад в Скупковой щели - р.Пшада (пикник) - пос. Пшада (11,5 км, набор высоты 320 м, сброс высоты 320 м)
Трек: http://caucasia.ru/site/track/1437 или http://www.gpsies.com/map.do?fileId=nskqimoamaufozmn

В этот день Рома запланировал не сложный и не дальний маршрут в окрестностях Горячего Ключа. Собирались посетить скалы Белые Латки на хребте Пшаф со стороны ст.Пятигорской. Вместе с нами - краснодарскими, с Новомихайловки подтянулся Саша с семьей. Но в станице Пятигорской планы резко изменились. Нас смутили мерзопакостная погода и перспективы весь день гулять по грязной дороге, да еще в тумане. Решили махнуть куда-нибудь на южные склоны, поближе к побережью - там погода должна быть получше. Перебрав несколько вариантов, остановились на Пшаде. В частности на дольменах и водопаде в Скупковой щели. Маршрут для нас с Ромой известный. Единственный пробел в этом районе у нас был Цыганков аул и тропа от него к водопаду.

13. Разрушенные дольмены.

Машины оставили на южной окраине Пшады, возле моста через Скупкову щель. Перешли по мостику на орографически правый берег и пошли вверх по этой дороге вдоль щели. По пути пришлось пройти несколько бродов, так что резиновые сапоги были кстати. Примерно через 1,2 км. от Пшады дорога стала резко подниматься на водораздел Скупковой щели и ее правого притока. На этом водоразделе и расположены в ряд несколько дольменов. Место доступное, поэтому многие дольмены варварски разрушены. Печально, что к этому причастен человек, а не время. Многие дольмены "грубо" восстановлены. Но общее впечатление от посещения всего дольменного комплекса, все же положительное. Любители экзотерического туризма дали каждому дольмену свое имя. Но мы точно идентифицировали только 1-й дольмен - "Берегиня". Остальные названия не смогли привязать к конкретным дольменам. Названия, надо сказать, замысловатые: "Мир Чернобога", "Еда" "1-й, 2 -й и 3-й чакры". Кроме дольменов здесь есть два ритуальные чаши: "...располагаются они по краям дворика одного из дольменов. Чаши высечены в больших глыбах песчаника, имеют овальную форму и по своим размерам напоминают современную ванну. Глубина каждой – по 40 см. Размер западной чаши: 124х95 см., а восточной – 141х87 см. В такую чашу свободно может поместиться взрослый человек. Из чего можно сделать предположение, что чаши имели явно ритуальное назначение и могли использоваться в качестве купели для ритуала омовения." (Дм.Дмитриев)

От дольменов по дороге спустились к домику на месте бывшего хутора Цыганков аул. Оказывается, домик обитаем. В нем живет какой-то мужик, но во время нашего посещения его не было. От местного туриста узнали, что обитатель Цыганкова аула сейчас путешествует и один бог знает, когда он вернется. Скорее всего, здесь живет какой-нибудь "дольменопоклонник", который с помощью дольменов общается с космосом. Недаром на доме написано "Звездный портал". Так или иначе, домик в Цыганковом ауле ("Звездный портал") не производит впечатление запущенности. Здесь явно живет не бомж.

От домика в сторону Скупковой щели уходит две тропинки. Одна к роднику и каскаду водопадов выше "большого" водопада, вторая - правее и ниже спускается к подножью "большого" водопада. По этой тропинке мы и пошли. Водопады в это время года полноводные. "Большой" водопад в Скупковой щели нас не разочаровал. Шикарное зрелище.

Перекусив под водопадом, отправились в обратный путь. Снова поднялись к домику Цыганкова аула, но к дольменам вышли другим путем. Не по дороге, а по тропинке, которая вывела прямо к 1-му дольмену "Берегиня". Отсюда мы спустились в Пшаду тем же путем, что и шли сюда. Кстати, на карте мы показали возможный вариант возвращения в Пшаду через щель Панасова и "деревню дольменов" на берегу Пшады. Надо будет, при случае проверит этот вариант. Тогда маршрут получится кольцевой и более интересный.

Вернулись в Пшаду к машинам. Но на этом наше путешествие не закончилось. У нас был запланирован "шашлычнинг". Место для пикника выбрали удачное - на бетонной платформе прямо у кромки воды на берегу реки Пшада (за стадионом в поселке). После шашлыка был еще салют.

Авторы - Елена Алешичева, Игорь Бутвин.

Александр Радько снял фильм про все наши приключения.