Щель Прямая. Чибий

Маршрут №38/2016 (04.12.2016): Калужская - Чибий - дол.р.Илич - щель Прямая - Чибий - Калужская (22,2 км, набор высоты 280 м, сброс высоты 280 м)
Трек: http://caucasia.ru/site/track/1427 или http://www.gpsies.com/map.do?fileId=semmaezshuonlpmq

Очередной маршрут в одно из ущелий на северных склонах хребта Пшаф. Походы или экскурсии в окрестностях Калужской и Чибия у нас обычно приурочены либо к плохой погоде, либо к сбору грибов. Северные склоны хребта Пшаф самые близкие от нас. Но это не значит, что здесь нет ничего интересного. Есть, и в большом количестве. В истоках каждой речки на расстоянии примерно 500 м. от осевой линии хребта Пшаф, встречаются скальные выходы плохо сцементированного песчаника. Скалы образуют либо теснины - "Волчьи Ворота" или отдельные скалы "Зеркала". Это местные названия.

1. Зима по Краснодарски.

Кстати, в топониме "Пшаф" по мнению Твердого А.В. отражена геологическая структура хребта: "можно допустить, что в основу названия оронима вошел адыгейский морфологический элемент пшахъо – «песчаный», «песок». Этот вариант оправдан тем, что на северных склонах хребта Пшаф много скалистых выходов из серого кварцевого песчаника."

А вот Коков Дж.Н. (Адыгская топонимия) придерживается другого мнения: "Возможно, в основе топонима – распространенная в адыгской и абхазской гидронимии основа пш-, которую связывают с понятием реки". И приводит несколько примеров-сравнений: Пшеха, Пшиш, Пшада. Впоследствии гидроним переходит на окружающие хребты и вершины.

В данном маршруте нас интересовали истоки щели Прямой, правого притока реки Илич. В середине марта 2015 года мы были в долине реки Илич и в истоках обнаружили интересную "Иличскую теснину" - характерные "Волчьи Ворота".

Еще тогда мы обратили внимание на щель Прямую и решили при случае в нее заглянуть. И вот такой случай представился. Правда, не все пошло гладко. При подъезде на рейсовом автобусе к Калужской нас накрыл мощный снегопад. Это было первым звоночком, что в ущельях и на отрогах хребта Пшаф снега окажется слишком много. Но мы подготовились. Кроме сапог, взяли чулки ОЗК - одни выше колен, другие вообще до пояса. Как оказалось - не зря.

Вначале, дорога от Калужской до Чибия была накатана автомобилями, поэтому идти было легко. А вот сразу за Чибием начались проблемы со снегом. Мы не долго думая одели ОЗК прямо на сапоги. Это немного сковывало движение, но зато ноги в конце маршрута оказались сухими. А проваливались мы местами по пояс. Правда такая глубина снега была только в ущелье - снежные наносы. Подошли к скальной теснине в Прямой щели. Попытались пройти через нее. Но снега оказалось слишком много. Пришлось отложить затею со сквозным проходом теснины на более подходящее время года.

Возвращаться назад обратно по тому же пути не стали. Полезли круто вверх влево на водораздел щели Прямой и р.Бол.Чибий. Было очень круто, да еще по глубокому снегу. Выйдя наверх, устроили перекус. А потом решили спуститься снова в Прямую щель ниже теснины по одному из отрогов. Мы предполагали, что и там может оказаться своя скальная "теснина". Небольшую теснину увидели, но дальнейший спуск по крутому острому снежному отрогу оказался слишком опасным. Пришлось вернуться (подняться) снова на водораздел. Здесь в сторону пос.Чибий шла лесная дорога, которая конечно скрывалась под толщей снега. Правда снега было меньше, чем в ущелье. По этой дороге мы и спустились к пос.Чибий.

Перед поселком обратили внимание на обновленный памятник-братскую могилу воинов, погибших при освобождении пос.Калужские нефтепромыслы (совр.Чибий) в январе 1943 года. Всех, кого интересует военная история этих мест, кто устанавливал памятники, отсылаем на сайт "Территория поиска", раздел "Хребет Пшаф - тихий участок фронта". В материале дан подробный анализ боевых действий в этом районе, определены места захоронения советских воинов. Достойная работа поисковиков, вызывающая уважение.

От Чибия мы по дороге вернулись в Калужскую, откуда уехали на попутке.

Авторы - Елена Алешичева, Игорь Бутвин.