Заиндюшье

Маршрут №14/2017 (11-12.03.2017): пл.1860км.(Индюк) - тропа по прав.борту Скакухи - 1-е кольцо под вост.скалами Индюка - 2-е кольцо вокруг прав. притока Скакухи - 3-е кольцо под зап. и южн. скалами Индюка - пл.1860км. (19км., набор высоты 1255м., сброс высоты 1255м.)
Трек: http://caucasia.ru/site/track/1471 или http://www.gpsies.com/map.do?fileId=evczhvsvjpgpdbjp

11. Скальная расщелина.

В октябре 2016 года мы разведали перспективную тропу по правому борту реки Скакухи: https://fotki.yandex.ru/users/fttuf/album/524394/
Захотелось вернуться сюда снова, побродить вокруг многочисленных скал-останцев, "разбросанных" на склонах Скакухи к югу от Индюка. Для этого района мы даже придумали термин - "Заиндюшье".

Вообще массив Индюка хорошо освоен скалолазами. Есть даже специальный сайт Максима Фойгеля "Гора Индюк - путеводитель. Описание скалолазных и альпинистских маршрутов". Много интересного узнали из этого сайта. Правда мы не можем согласиться с версией толкования топонима "Индюк" (Храбовченко В.В.): "Есть несколько версий происхождения названия «Индюк». Гора Индюк, по материалам Тешева М. К., искаженное адыгейское слово «хиникушх», где «хинд» - народ в Азии, «индусы», а «кушх» - гора, вместе получается «гора хиндов», «гора индов». Сравните горный массив Гиндукуш. Очень интересна другая версия: «гора синдов» - гора, у которой жили синды - народ, перешедший с Тамани в Закубанье. Подобные миграции осуществляли меоты, кабардинцы, жанеевцы, натухаевцы. В справочнике «Знай свой край» 1964 г., изд. Краснодар, написано: «Название горы связано с ее формой, она напоминает голову индюка, но со временем утратила форму». Данная версия не выдерживает критики."

Уважая мнение авторитетного археолога, бывш. старшего научного сотрудника туапсинского историко-краеведческого музея им. Н.Г. Полетаева Тешева Мадина Комболетовича (умер в 1987г.), все же не можем с ним согласится. В данном случае, автор склонен к преувеличению значения адыгской топонимики в этом районе. Тешев М.К., как адыг, не смог быть беспристрастным в этом вопросе: "Я ученый и мой долг найти истину и донести ее в научный мир. Я адыгеец, я хочу чтобы весь мир знал, насколько древним является наш народ, и какая у нас великая культура."

Версию Тешева поддерживает и туапсинский краевед Черновол В.П. (Путеводитель по Туапсинскому району. 25 маршрутов_2004): "гора Индюк (859 м). Название это не имеет никакого отношения к отряду куриных, а восходит к искаженному русскими поселенцами слову «гиндукушх». Созвучие с Гиндукушем, возможно, не случайное: как известно, предки адыгов несколько тысячелетий назад пришли в наши края из Индии, а память народная как раз и сохраняется надежнее всего в географических названиях."

Но взглянем на старые исторические карты. На 5-верстной карте 1877 в этом месте обозначена скала Чилипси, а на карте 1898 года - уже гора Индюк. Вот в этот промежуток и произошла смена названия с Чилипси на Индюк. Такое название дали, скорее всего, проезжающие по дороге через Гойтхский перевал местные жители (казаки?). На самом деле, окрестная местность после Кавказской войны и первых неудачных казачьих поселений, на 2-3 десятилетия опустела (лишь отдельные станицы сохранились, например, Георгиевская). Адыгское население было полностью изгнано в Турцию. И от кого бы топографы узнали такой адыгский топоним, как "Гиндукуш-Хиндукуш"? О какой "народной памяти" может идти речь? Названия на первых картах появлялись с оперативных карт времен Кавказской войны. А потом уже дополнялись местными русскими топонимами. Так что, скорее всего мы имеем дело, с банальной "куриной версией" - гора (скала) напоминает голову индюка.
Современная топонимика массива Индюка и окрестностей дополнилась, в первую очередь, благодаря тем же скалолазам. Правда и мы кое-что добавили. Так появились разные "Индюшки", "Индюшонки", "Зайцы", "Орлы", "Собачки", "Верблюды", "Акулы" и т.д.

Теперь о нашем маршруте. Стартовали с платформы 1860 км. В этот раз решили идти не через дачи по долине Скакухи, а сразу от платформы подниматься на водораздельный хребет. Здесь шла старая зарастающая дорожка. Но идти было удобно и намного интересней, чем через дачи. В районе ЛЭП увидели натоптанную срезку по мелколесью. Немного "кушерево", но все же лучше, чем вокруг по грязной дороге (как шли в прошлый раз). Вышли к самому интересному участку дороги под южными склонами Индюка. Спрятали рюкзаки, и пошли в 1-е кольцо - под восточными скалами Индюка, поднялись к скале "Сыр" и спустились к рюкзакам, пройдя через несколько безымянных скал-останцев. В тот же день дошли до водопада на правом притоке Скакухи и остановились на ночлег прямо под ним.

На следующий день опять налегке без рюкзаков поднялись вверх, поэтому водопадному притоку, и пошли по склонам на запад, посещая скалы-останцы по пути (2-е кольцо). Особенно запомнился комплекс скал "Орел-Екатерина (Верблюд)-Три Брата (Акула)". Рядом с этими скала протекает ручей. Поэтому здесь очень перспективное место для экзотического бивака под скалами.

Вернулись к рюкзакам возле водопада, и пошли вниз к электричке. Проходя под южными отрогами Индюка прикинули, что у нас еще много времени до электрички. Поэтому совершили 3-е, не запланированное кольцо, на этот раз прямо под южные скалы Индюка. Зашли с запада. Нашли удобный кулуар для прохода через пояс скал. Этот 3-й выход был рекогносцировочным. Вернемся сюда обязательно в будущем.

К платформе вернулись тем же гребневым путем в обход дач. Этот путь нам понравился больше, чем через дачи.