Левобережье Уруштена: Красная скала, Додогачей, январь 2012, часть 3

Оригинал взят у idunn_l в Левобережье Уруштена: Красная скала, Додогачей, январь 2012, часть 3

[предыдущая часть]

Устроившись в домике и отобедав, мы пошли к следующей цели нашей вылазки - ручью под названием Додогачей (такое имя здорово сбивает с толку, когда захочешь его просклонять:-); в отчётах часто встречается название Додогач, но какое правильнее, я не знаю). Это приток Уруштена, который течёт аккурат между Красной скалой и Мёртвой скалой. Помимо самого русла, которое в среднем течении образует живописный каньончик, нас интересовали близлежащие карстовые полости, в частности пещера Ледяная. Кроме того, планировалось разведать, проходим ли этот ручей до своего впадения в Уруштен (нас предупреждали, что маловероятно, но надо же попробовать самим:-)).
Каньон видим практически с дороги:

Виды не будут отличаться многообразием:-)

Конечно, ведь дале зайти не удалось - как зашли, так и вышли:-) Правда, какое-то время мы надеялись пройти дальше:

Здравый смысл побеждён:

Благоразумная часть группы осталась на надёжном льду, а мы очень хотим продолжить экскурсию:-)
Но, когда утыкаемся в ванну глубиной не менее, чем по развилку - сдаёмся. Обратно уже пофиг, как идти:

Делаем непринуждённые лица:

Кстати, будь у меня другие фонарики (без молнии и из материала поосновательнее) - не исключаю, что не промочила бы ноги, вода заливалась только сверху. Хорошие ботинки, я в них не сомневалась:-)

Но пещеру-то мы должны найти! Приличное время покрутились, повглядывались в скалы (вооружены мы были только описанием, а подходы под снегом не столь очевидны), и Димон нашёл-таки тропинку к ней.
Пещера Ледяная (она же Холодильник) расположена в восточной части Мёртвой скалы. Описания говорят, что она имеет три входа-понора, один из которых действующий, т.е. перехватывает ручей. Саму пещеру спелеологи называют самой длинной в бассейне Додогача, её протяжённость почти 2300 м; она представляет собой несколько полостей, соединённых извилистыми ходами. Название ей, как понятно, дал ледник, который местные охотники использовали для хранения туш; есть даже статья Остапенко "О ледяных отложениях пещеры Холодильник", но найти её можно, похоже, только в библиотеках.
Пресловутый ледник мы так и не увидели - наверное, стаял. Остались только образцы натёчки, благодаря которым в нашей компании всплыло выражение "вагинальное лазание":-) - фотографий нет, извините, я в тот зал не ходила:-).
Все картинки из пещеры понятно какого качества - не люблю пользоваться встроенной вспышкой, но тут пришлось.

- мышки были, но немного. Кальцитовой натёчки мало, хотя попадается, к примеру, вот такое:

Были ещё тоненькие трубочки сталактитов и сталагмитов, в том числе и кем-то до нас отломанные - через них можно было свистеть:-)
Где пешком, где ползком...

Интересно было посматривать вверх - на "потолке" такие глубокие трещины, уходящие во тьму... Впечатляюще выглядит, на мой взгляд. А так выглядят стены рядом со входом, похоже на кожу древнего слона:-):

Это снаружи уже. Трактор вот кто-то притащил...

(хотя вообще-то всё понятно - всё-таки в здешних местах был лесозавод).
После посещения пещеры трое из нас идут реализовывать ещё один замысел - разведку спуска к Уруштену. Лично я решила, что мне будет полезнее посушить ботинки у печки и на всякий случай приготовилась кусать локти, но наши товарищи вернулись, не выполнив задачу: скалы и бурелом не позволяют продвинуться сколько-нибудь далеко за отведённое для этого время (день уже клонился к закату).
Ещё один вид на Скирду. Отсюда достаточно хорошо просматривается труднодоступный останец с плоским верхом, который сочинский спелеолог Вячеслав Анатольевич Исаев в ходе экспедиции в этот район предложил назвать Рораймой, как знаменитую столовую гору в Венесуэле. Через несколько лет после этой экспедиции группа под руководством Исаева, вдохновляемая идеей Бориса Александровича Тарчевского, успешно поднялась на Рорайму. Среди восходителей был и сам Борис Александрович, которому на тот момент было около 70 лет. Вот эта скала, на фоне массива Скирды, ниже освещённой области, с рыжеватым "чубчиком" сосняка:

...и наше пристанище:

Выглядит вроде несерьёзно, а жить можно вполне (только топора мы не нашли):

Ночью было приятно выглянуть наружу и послушать тишину...

На следующий день:

- и чё лица такие довольные, не пойму:-)
Сегодня нам надо вернуться в Никитино, постаравшись по пути взглянуть на водопады на балке Капустина. Значит, идти довольно долго.
Попутные картинки:

(что-то я повторяюсь, вам не кажется?:-))

Димон тащит дрова:-) нечаянно получилось:

Ой, кто там?

Как прикольно, что Эльбрус стоит в стороне от ГКХ. Самое место для высочайшей вершины Кавказа - чтобы лучше выделяться...

Скала Часовой, останец у обрывов Скирды (фиг бы без Диминого объектива я её достала):

Кадр из серии "я тут был":

Кстати, на обеденной остановке (как раз там, где мы встретили группу Миши zt_tm и группу Саши из Майкопа) я выяснила, что посеяла где-то по пути телефон. Досаде не было предела:-) Впрочем, по моим расчётам, он должен был лежать где-то на торной тропе, поэтому я попросила ребят посмотреть по сторонам. Через несколько дней узнала, что нашли!:-) Я должна ребятам из майкопской группы по чашечке чая (ибо пиво они не пьют:-)).

Скирда оказалась доминирующим массивом в этих местах:-). По крайней мере, на фото.

А дальше рассказывать совсем немного. Отправив нескольких человек к машинам, мы быстрым шагом пошли взглянуть хотя бы на нижний Капустинский водопад. Вот всё, что получилось снять:

Дима побежал к верхнему, большому водопаду, а мы неторопливо пошли к машинам. Что увидел Дима, лучше посмотреть у него в записи. Было бы интересно посмотреть на эту балку в тёплое время года, тем более что кое-где в её русле имеются завлекательные ванночки:-). Вспоминаю, как три года назад, тоже в январе, мы купались в ручье Сванидзе - совсем по-другому было.
В Никитино сразу кинулись к магазину, хозяин которого подождал, пока мы затаримся газировкой и пивом, и потом наконец поехали домой. Так и завершилось это путешествие.